Фудтраки набирают популярность в Узбекистане. Сегодня их можно встретить не только в местах скопления людей — парках, бульварах, но и внутри жилых кварталов, вдоль дорог с большой проходимостью.
«Начинка» у таких фургонов самая разная — одни продают еду — фаст-фуд, шашлыки, пончики, мороженое, другие специализируются на напитках — кофе, чаи, коктейли, а некоторые и вовсе являются мини-версиями продуктовых магазинов.
Очевидно, спрос на фудтраки среди бизнеса будет расти — как у крупных брендов, которым нужны более «мобильные» решения, так и у начинающих предпринимателей, для которых «еда на колесах» дает возможность быстрого и более простого старта.
Среди поставщиков фургонов есть и компания из Ферганской долины Baaztrucks, которая занимается их производством с 2020 года.
Spot поговорил с основателем компании Азамжоном Рахмаджоновым о том, как продавать эмоции, а не просто будку, возможностях открыть свой бизнес с капиталом в $5 тыс. и важности маркетинга.
Как стоматолог стал предпринимателем
Я уже более 20 лет в производстве, хотя по образованию я стоматолог. С детства интересовался медициной, но родился в семье предпринимателей и даже во время учебы в вузе занимался бизнесом: начинал с небольшой кондитерской и магазина мужских аксессуаров. По специальности никогда не работал.
С 2000 года моя семья владеет заводом по производству кожаных ремней. Кроме этого, у меня есть кафе японской и турецкой кухни в Фергане, а также фармацевтическая компания, занимающаяся производством и поставкой лекарств.
В бизнесе неважно направление, важны продажи. Если вы хороший продавец, не имеет значения, что вы продаете — ремни, лекарства или еду.
В 2020 году я вышел из этих предприятий и сейчас, можно сказать, живу фудтраками. Я понял, что если сфокусироваться на одном деле, то результаты превосходят ожидания.
Как пришла идея создания бизнеса
Во время путешествий за границу я обратил внимание, что довольно большая часть бизнеса ведётся на фудтраках — точки с яркими фургонами буквально повсюду. Это и сподвигло открыть свое производство. Так, в 2020 году я начал бизнес в этой сфере.
Предпринимателю приобрести фудтрак гораздо проще, чем найти помещение для аренды, делать в нем ремонт. Это и была основная идея перед запуском производства — предлагать клиентам удобные условия для начала их собственного бизнеса. Любой предприниматель стремится столкнуться с наименьшими рисками, и фудтраки как раз могут это обеспечить.
Однако, трудности неизбежны. И чтобы заранее предвидеть то, с чем могут столкнуться наши клиенты, я и сам испробовал фудтрак в деле. Мой ресторан японской кухни в Фергане, который до этого работал в помещении площадью 100 кв. метров, уже два года работает в формате фудтрака.
У нас ушел год на то, чтобы наладить производство — подготовить завод в Фергане, привезти и установить оборудование, разработать модели и научить сотрудников. Оборудование завозили из Китая и России. Мы привезли технолога из России и вместе устанавливали колеса для первого фудтрака.
Фото: Илья Семендеев / Spot
В тестовом режиме мы начинали с завода в 200 кв. м., сейчас работаем на площади в 10 раз больше. Сегодня на заводе установлены пять конвейеров, и в процессе сборки фудтрак в среднем стоит по три дня на каждом из них. Таким образом, на создание одного фудтрака уходит примерно две недели, однако производственная линия налажена так, чтобы каждый день завод выпускал по фургону. Скорость и качество — наши основные приоритеты.
На старте в производство вложил $100 тыс. — это были полностью мои собственные средства. Эти деньги до сих пор не окупились. Более того, за эти три года мы инвестировали ещё $400 тыс: треть из них — от частных инвесторов, остальное — мои собственные средства.
Фудтрак — это не просто будка. Есть множество моделей, размеров, характеристик. Поэтому эти деньги ушли на то, чтобы установить новые линии и расширить модельный ряд. Но, по нашим прогнозам, с 2024 годы мы выйдем в прибыль, а пока предприятие, можно сказать, работает в ноль.
Сегодня годовой оборот компании составляет примерно от $500 тыс. до $1 млн, а фургоны Baaztrucks уже есть во всех регионах страны. Среди наших клиентов — Evos, Perfetto, La Esmeralda, Olot Somsa. Также наши фудтраки уже экспортируются и в соседние страны: Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан. До конца этого года в планах выйти на дальнее зарубежье — Турцию, ОАЭ и другие страны, где хорошо развит туризм. Хотим открыть в этих странах шоурумы Baaztrucks.
Как налажено производство
В настоящее время мы предлагаем 6 моделей фудтраков, называем их просто — Т1, Т2 и так далее. Модели разрабатывают наши технологи, а в дальнейшем отдельные сотрудники следят за контролем качества и скорости выпуска. Внутренняя часть каждой модели сделана из пищевого нержавеющего металла — от рабочего стола и до потолков. Материалы для производства завозим в основном из трёх стран — России, Китая и Ирана. В отдельном офисе у нас работают дизайнеры, по эскизам которых мы подготавливаем внешнюю отделку.
Мы также сотрудничаем с оптовыми продавцами оборудования, у которых наши клиенты могут приобрести все необходимое, а мы поможем с установкой. Один из наших партнёров — компания Kitmach, которая завозит качественное оборудование из Турции и Китая.
Мы выпускаем фудтраки от 2 до 8 метров в длину и 2 метра в ширину. Разрабатываем индивидуальный проект для каждого клиента в зависимости от назначения фудтрака, необходимого оборудования и количества персонала, который будет в нем работать. По стандарту, каждому сотруднику для работы необходимо 2 квадратных метра, таким образом в одном фургоне могут поместиться до 8 человек.
Фото: личный архив героя
Каждый фургон спроектирован так, что для его перемещения достаточно легкового автомобиля. Для защиты от угона мы устанавливаем GPS-систему, так что владелец может отслеживать нахождение фудтрака через мобильное приложение. Но угнать фургон непросто: в нижней его части установлены четыре специальные ножки, на которых он стоит. А чтобы поднять ножки и сдвинуть фудтрак с места, понадобится ключ.
Стоимость фудтрака варьируется от $3,5 до 20 тыс. 80% этой стоимости составляют только затраты на материалы. Оформив заказ, клиент может внести 50% предоплату перечислением, а оставшуюся часть стоимости оплатить уже после получения товара.
На каждый фудтрак действует гарантия в течение одного года, но за все время работы ни одному из наших клиентов ещё не понадобилось наше сервисное обслуживание. Это потому, что мы изначально нацелились производить качественный товар.
Самый важный аспект в моем бизнесе — время. Чем дольше фудтрак находится в производстве, тем убыточнее. Такое происходит, если какое-то оборудование выходит из строя или модель получается не такой, как мы ожидали. Это, пожалуй, и есть наши основные трудности. Поэтому мы максимально стараемся уложиться в установленный план — 14 дней на производство одного фургона.
Сейчас на заводе работают 20 человек, каждый выполняет конкретную функцию. В производстве главное — не допустить, чтобы один человек делал любую работу. Каждую деталь должен устанавливать отдельный профессионал.
Все работники у нас проходят специальное обучение. На каждую линию мы берем третьего человека — помощника, который по мере работы получает необходимые знания и вырабатывает навыки.
Фото: Илья Семендеев / Spot
В основном в настоящее время мы выпускаем фургоны по мере поступления заказов, поэтому фудтраки не хранятся на заводе, а сразу отправляются к своим владельцам. Наш минимум — это 10 фудтраков в месяц. Если не получается получить заказы на такой объем, я считаю, проблема в маркетинге.
Как можно использовать фургоны
Если кузовов существует только 6 видов, то подача их может быть самой разной в зависимости от направления бизнеса. Прежде всего мы рассматриваем проект, с которым к нам приходит клиент. Например, если вы хотите продавать пиццу, то внутреннее наполнение фудтрака будет соответствующим: мы подготовим пространство под печь, вытяжку, холодильник, раковину и другое необходимое оборудование. Останется лишь его приобрести и установить, с чем мы тоже помогаем.
Говоря отдельно о сфере общепита. Бывали примеры, когда к нам обращались клиенты, не разбирающиеся в бизнесе. Некоторые хотят просто вложить деньги, чтобы открыть собственное дело своим детям, например. В таких случаях мы можем полностью помочь развить предприятие с нуля, практически «бизнес под ключ».
Наши шеф-повара создают меню, мы проводим подготовку персонала и в течение месяца полностью контролируем ход работы бизнеса. Стоимость такой услуги зависит от направления: наладить продажу хот-догов, конечно, обойдется дешевле, чем, например, пиццы. Окупится такой бизнес максимум за полгода, но может и за два-три месяца. Мы наблюдали это и на своем примере, и на примере наших клиентов.
В основном фургоны сейчас используют для продажи кофе, фаст-фуда или пиццы, но бывают и другие интересные применения. Мы делали фургоны под магазины телефонных аксессуаров, книг, под приграничные офисы, дома на колесах и даже парикмахерские. Но, пожалуй, самый необычный кейс за это время — сауна на колесах. Ее можно заказать в аренду, пока вы отдыхаете где-то на даче. Открыть такой бизнес обойдется примерно в $15 тыс.
Фото: instagram.com/baaztrucks
Минимальный бюджет, с которым можно открыть свой бизнес на фудтраке, — $5 тыс. Для этого мы предлагаем небольшой фургон за $3,5 тыс, предназначенный для продажи напитков, в котором могут работать два человека.
При покупке владельцу выдаётся сертификат о том, что фудтрак был произведен Baaztrucks, и регистрируется он как будка. Чтобы начать использовать его возле торговых центров или домов, необходимо оформить договор аренды земли.
Использование фургона очень удобно для запуска франшизы. Можно повысить свою узнаваемость, открыв сразу несколько точек продаж в разных районах города.
Выгодная сторона фудтраков в их мобильности: если вы выбрали неудачную локацию и не идут продажи, фургон всегда можно перевести в новую. Важные критерии выбора расположения — поток людей и хорошая видимость. Например, возле домов или в парках.
Если клиент решит закрыть бизнес, мы также помогаем перепродать фургон или найти арендатора. Минимальная стоимость аренды фудтрака в месяц — $500, цена зависит от его модели и размеров.
Как развивается рынок: спрос и конкуренция
Когда я только открывал производство, спрос на фудтраки уже был достаточно высокий, он возрос после карантина. Однако сейчас он не такой, как мы ожидали. Мы изучаем причины этого. Думаю, основная проблема заключается в том, что в нашей стране пока нет специальных площадок для фудтраков, нет лесов и моря, куда люди выезжали бы на отдых, а там их ждали фургоны с едой и напитками.
Для фургонов в первую очередь нужна атмосфера, и сейчас стоит задача ее создать. Продавать фудтраки не значит продавать просто будку. Мы дарим эмоции. Например, много поваров, работающих в кафе и ресторанах, но мечтающих о своей кухне, однако не у всех есть возможность открыть заведение. Мы же даём возможность осуществить свою мечту с помощью фудтрака.
Средний спрос — 10−15 фургонов в месяц, но и их мы продаем через эмоции, люди не приходят к нам с целью купить фудтрак. Сначала наш клиент — это просто лид, но потом мы предлагаем ему идею, помогаем с выбором товара и точкой продаж, начинаем развивать его бизнес вместе. Половина наших клиентов приобрела фудтрак именно после этого.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Ближайший крупный производитель в нашем регионе — в России. Но несмотря на то, что рынок относительно свободный, есть свои нюансы. Узбекистан также как и соседние страны все ещё нуждается в повышении понимания того, как устроен бизнес на фургоне.
В начале нашего пути, в период карантина, на рынке фудтраков в Узбекистане не было производителей, мы были первыми. Но в настоящее время у нас появился один прямой конкурент. И тем не менее мы знаем, как сохранить свои позиции, и постоянно дорабатываем нашу стратегию в соответствии с рыночными изменениями.
На рынок сейчас относительно несложно войти и успешно развиваться, если уметь грамотно продавать. Однако, мне кажется, крупные компании, например, российские, не заинтересованы в продажах в Узбекистане, так как спрос здес ьне соответствует их ожиданиям, как и их ценовая политика не соответствует запросам нашего населения. Например, стоимость фургона российских производителей — около $40 тыс. За эти деньги клиенты из Узбекистана лучше выберут открыть полноценное кафе. В этом наше конкурентное преимущество перед российскими компаниями: наш товар не уступает по качеству, но гораздо ниже в цене.
Единственная наша проблема в том, что люди ещё до конца не понимают, что такое фудтраки. Для многих это только будка, а ее качество не имеет для них значения. Поэтому появляется много самодельщиков, использующих подручные материалы и не обеспечивающих необходимую теплоизоляцию и другие важные особенности. И люди не видят разницы.
По этой же причине многие становятся жертвами мошенников. Фургоны, которые в России стоят $25 тыс., Baaztrucks предлагает за $12 тыс, а на olx.uz можно найти объявления и за $2 тыс. Ведясь на такие цены и до конца не разбираясь в товаре, доверчивые клиенты переводят деньги на счета людей, которые потом исчезают. К сожалению, таких случаев сейчас много.
У нас же покупатели могут приехать на завод, ознакомиться с производством и товаром перед тем, как сделать заказ и внести оплату. Более того, в Сергелийском районе сейчас готовится к открытию наш шоурум, где можно будет приобрести фургон сразу на месте. В нем будут представлены все 6 моделей. Это сделано как раз для того, чтобы клиенты могли вживую ознакомиться с товаром, а не велись на обман в интернете.
Как будет развиваться Baaztrucks
Мы уже разработали долгосрочную стратегию развития и вносим большие изменения в нашу деятельность, но я пока не могу сказать, какие именно. В скором времени мы объявим о них в наших соцсетях.
Сейчас наша основная цель — не получение прибыли, а увеличение продаж. В моем видении через 5 лет фудтраки Baaztrucks можно будет увидеть везде по городу. Ориентируясь на это, мы и устанавливали цены фургонам. Сегодня 80% доходов покрывают затраты на материалы, остальное мы вкладываем обратно в маркетинг.
Мы стремимся к тому, чтобы в нашей стране у каждого кафе был свой фудтрак, появились торговые улицы с фургонами, какие сейчас есть за границей, например, в Китае, кинотеатры под открытым небом и так далее. В целом, хотим популяризировать культуру «бизнеса на колесах» в Узбекистане. Также в планах расширение завода и начало экспорта фургонов в ОАЭ, Америку и другие страны.