Что произошло
С первых дней лета в Ташкенте ежедневно без электроснабжения на несколько часов остаются разные районы города. Иногда отключение электричества также приводит к прерыванию подачи холодной и горячей воды.
В одном случае причиной перебоев в подаче электричества стал пожар на электрической подстанции. Отключение электричества в других районах столичный хокимият объяснил необходимостью обеспечивать качественную и стабильную подачу электроэнергии потребителям, безопасного проведения ремонтных работ.
Проблемы с электричеством возникают в разных частях столицы каждый день.
Перебои негативно сказываются на работе бизнеса. Так, соучредитель пельменной Testo by Zamira&Co Наргиза Улугова на своей странице в Facebook сообщила, что два филиала заведения не работают.
«Замороженные полуфабрикаты были срочно вывезены на рефрижераторный склад. Заготовки уже не спасти и они идут на списание. В офисе тоже нет света, поэтому сотрудников пришлось отпустить домой. Если бы не личные знакомства с сотрудниками РЭС, никакой информацией мы бы и не владели. По сути это тот же блэкаут, который был полтора года назад», — написала Улугова.
Перебои электроэнергии — история для бизнеса не нова. Так, в январе 2022 года Узбекистан пережил блэкаут. Тогда причиной стала крупная авария на единой электросети Средней Азии. В связи с отсутствием электроэнергии, была прекращена работа многих сфер бизнеса.
При этом предприниматели год назад сошлись во мнении, что блэкаут — исключительный случай, и готовиться к аналогичным ситуациям нет необходимости. Но на деле все оказалось иначе.
Как обстоят дела у бизнеса
Управляющий партнер сети кофеен «ЧайКоф» и совладелица Maqom Bar Алина Цимерман сообщила Spot, что с перебоями электроэнергии сталкиваются практически ежедневно в каком-либо из заведений.
«Проблема с электричеством существует уже несколько лет подряд. Но вот уже второй год ситуация выглядит просто катастрофически. При этом мы продолжаем исправно платить за электроэнергию по специальному коэффициенту, а еще замораживаем большие депозиты на счетах у РЭС», — говорит Цимерман.
Соучредитель пельменной Testo by Zamira&Co Замира Рахманова считает, что перебои с электричеством — сезонная проблема, с которой жители и бизнес сталкиваются обычно летом и зимой.
«Для нас ситуация была ожидаемой, но была надежда, что городские власти взялись за проблему после зимнего блэкаута. Все-таки закуп необходимого оборудования и дополнительная подготовка к отключению ЭП — это не только дополнительные финансовые расходы, но и неудобства для нас с точки зрения установки и хранения всех генераторов, стабилизаторов и прочего», — говорит Рахманова.
По ее словам, в Testo уже бывали случаи, когда из-за перепадов электроэнергии техника выходила из строя.
Сооснователь и руководитель Art Hotels Group Павел Вольф сообщил, что отключения света в Мирзо-Улугбекском районе, где расположены отель и кафе предпринимателя, проходят почти каждый день.
«Была проблема и в Мирабадском районе. Хотели установить генератор, но удовольствие это дорогостоящее и везде его не поставить. Были мысли о солнечных батареях, но это ещё накладнее», — говорит Вольф.
Он считает, что подобные перебои со светом плохо влияют не только на бизнес, но и на репутацию страны.
«Для гостей с Запада частое отключение света — странное и далекое от современности явление», — подчеркивает он.
С ним согласна и соосновательница Igmar Apart Hotel и Maqom Bar Марина Тен.
«Туристы, бывавшие в других странах СНГ и Центральной Азии, говорят, что с перебоями света в отелях так часто сталкивались только в нашей стране», — делится она.
Совладелец Sapiens Hotel Ойбек Халов говорит, что проблемы с подачей электроэнергии случаются раз в неделю. В отеле есть генератор, но и он не спасает.
«Генератор достаточно шумный. Особенно его слышно ночью, когда все гости отеля спят. Поэтому по ночам мы его специально не включаем и просто ждем», — рассказывает Халов.
При этом перебои электроэнергии коснулись не всех.
К примеру, управляющий менеджер Hub Module Валерия Хегай рассказывает, что за полтора года работы проблемы со светом в их районе [Мирабадский] — большая редкость, которая случалась только во время масштабных аварий со стороны РЭС.
«Для нас наличие электричества критически важно. Как только выключается свет, пропадает интернет, процентов 40% клиентов сразу собираются и уходят, так как не могут сидеть и ждать, ведь у них есть важные запланированные созвоны. Кто-то, конечно, остаётся и ждёт, временно подключаясь к мобильному интернету», — говорит Хегай.
Она также отмечает, что в случае возникновения перебоев, бизнесу просто-напросто придется ждать изменения ситуации.
«Если проблемы со светом и будут, то сделать мы ничего не сможем. Hub расположен в цокольном этаже жилого дома. Нет электричества в доме — нет электричества у нас. Наверное, в крупных бизнес-центрах другая история — там есть свои генераторные», — говорит Валерия.
Больших проблем в этом плане нет и у Ground Zero.
По словам директора коворкинга Аброра Азизова, отключений почти не наблюдается, а все филиалы выдерживают перенапряжение из-за своего центрального расположения.
«Мы понимаем что никто не застрахован от этого, но благодаря центральным локациям коворкингов наши здания выдерживают перенапряжения. Отключений практически нет. За исключением тех дней, когда были сносы и демонтаж кабелей незаконных подключений к сети кофеен и ресторанов на ц1», — рассказывает Азизов.
Убытки на несколько миллионов и репутационные потери
Единственное, что расстраивает владельцев и управленцев в том, что надлежащие органы заранее не оповещают о выключении электроэнергии перед началом ремонтных работ .
«Если бы нас оповещали о рисках или запланированных ремонтных работах, мы могли бы подготовиться. Например, перенести мероприятия, оповестить об этом резидентов, изменить график и прочее», — говорит директор хаб-акселератор IMPACT.T Мафтуна Ахадова.
Убытки пока посчитать сложно, говорят предприниматели, но они есть.
В общепите отсутствие электроэнергии привело к испорченным продуктам и невозможности принимать клиентов, а значит и к упущенной прибыли.
«Помимо того, что мы не зарабатываем в дни отсутствия электроэнергии, мы также несем потери и в виде продуктов, заготовок. С начала лета мы понесли убытки в размере нескольких десятков миллионов сумов. Уже не говоря о том, что мы просто не можем принять у себя гостей, ведь в зале темно, не работают кондиционеры», — говорит Рахманова.
Цимерман добавляет, что несмотря на подобные расходы, аренда и фонд заработной платы остаются неизменными. А высокое или низкое напряжение сказывается на оборудовании.
В Ground Zero отмечают, что назвать точную цифру сложно, так как больше резидентов с ежемесячной подпиской. Но в среднем сумма потерь составляет около пяти-шести млн сумов.
«Куда важнее еще и то, что помимо потерянных денег, мы, скорее, получим негативные отзывы о сервисе», — добавляет Аброр Азизов.
В отеле Sapiens при оплате за проживание в период отсутствия света предоставляют скидку до 20%.
«За время отсутствия электроэнергии и перебоев мы поменяли 12 насосов давления воды, два раза всю систему вентиляции пришлось менять, некоторое оборудование сгорело на кухне и много чего еще пострадало», — рассказывает Халов.
В отеле Igmar говорят, что финансовых убытков нет. Но куда страшнее репутационные убытки для страны в долгосрочной перспективе для развития туризма.
«Самые большие проблемы у бизнеса связаны с коммуникациями. В будущем мы, скорее всего, столкнемся с нехваткой воды, так как с экологией в стране большие проблемы», — говорит Тен
Как с этим бороться
Вольф считает, что бизнесу как и гражданам остается лишь своевременно оплачивать электроэнергию и максимально экономить её, не тратя попусту. В остальном, по его словам, работа лежит на государстве: контроль общего объема потребляемой населением энергии с учётом создания условий на электростанциях и промежуточных станциях.
«Я, конечно, не макроэкономист, но считаю, что стоит поднять стоимость за газ, воду и электричество. Это заставит людей экономить ресурсы. Но поднимать цены нужно не только для бизнеса, но и для всех граждан страны, чтобы каждый начал осознавать ценность ресурсов», — считает Марина Тен.
Помимо этого, предпринимательница отмечает, что государство должно выделить большие деньги на совершенствование инфраструктуры и прописать в контрактах с бизнесом пункт о возмещении средств в случае, когда из-за ненадлежещей работы органов пострадал частный сектор.
В планах у предпринимательницы установка генератора.
«После блэкаута и нынешней ситуации я всерьез задумалась о покупке генератора, но помимо его дороговизны меня смущает шум его работы. Его установка доставит дискомфорт и клиентам, и живущим рядом жителям», — говорит Марина Тен.
О планах по переходу на альтернативные источники энергии упомянула и Алина Цимерман.
«Мы держим руку на пульсе и постоянно проводим проверку всего своего электрического хозяйства. А что еще мы можем, если во всей стране нет света? Только переходить на альтернативные источники энергии. А это повлечет за собой значительные вложения. Видимо, придется покупать солнечные панели или генераторы, что очень здорово ударит по карману и лишит возможности развивать бизнес» — считает она.
В Ground Zero предлагают начать с плановых работ. Аброр Азизов считает, что элементарно надо обновить кабеля и ТП на районах, которые уже отслужили свое и были предназначены для более слабых мощностей.
Сейчас нормы потребления, по его словам, выросли в разы, начиная от маленьких квартир и заканчивая большими зданиями. Сеть сильно изношена, считает он.
Кроме того, Азизов говорит, что крайне важны инвестиции в инженерную инфраструктуру государства и необходимо увеличение генерации энергии.
«У государства есть все возможности помочь с перебоями с электроэнергией, начиная с полного пересмотра системы коммуникации, заканчивая отменой налогообложения в те дни, когда бизнес не работает. На наш взгляд, тут проблема в целом в отношении к малому и среднему бизнесу. Как правило этот сектор страдает в первую очередь при первых возникших проблемах: сносы летних террас, вывесок, отсутствие поддержки в период локдауна и прочее», — подчеркивает Замира Рахманова.
В Hub Module считают, что проблему устранять необходимо у корня: государству не нужно помогать бизнесу пережить перебои с электричеством, достаточно будет заранее предусмотреть нагрузку, продумать и просчитать наперед, какая нужна мощность на автоматы в подстанции, тем более во время летнего периода.
«Еще тут вопрос с техническим обслуживанием ТП. Например, как часто нужно их проводить? Проводились ли они вообще? Кто производит техническое обслуживание? Проходят ли эти люди повышение квалификации перед допуском к объекту? Вопросов очень много» — добавила управляющий менеджер Hub Module.