суперапп

Алена Владимирская,

хедхантер, карьерный консультант.

В Узбекистане начинается время супераппов. Это время когда у большого количества людей резко растет зарплата, потому что они становятся очень востребованными.

Довольно часто говорят, что Ташкент по уровню развития бизнеса напоминает Москву 1998, 2000 годов. Во-первых, это неправда. Во-вторых, в этом нет ничего негативного, а скорее есть некая легкая степень зависти, потому что это Москва как раз того времени, когда бизнес начал быстро развиваться и, как следствие, начали очень сильно расти зарплаты.

Конечно, Ташкент — это совсем не Москва 2000 года. У Узбекистана свой путь развития, свои особенности. Но у страны есть своего рода фора — смотреть как крупные государства, например Россия, Китай или США, проходили те или иные процессы раньше. В результате Узбекистан может не допускать тех ошибок, которые проходили эти страны.

Взлет супераппов в России и Узбекистане

Где-то в 2012−14 годах, в самый расцвет роста российской экономики, настало время супераппов в России. Суперапп — это множество разных приложений и сервисов на одной платформе с возможностью единого входа для пользователя. Потребителям это дает возможность получить доступ к множеству услуг в одном месте, а компаниям — сохранить пользователей, чтобы они не уходили на другие платформы.

Мода на супераппы в России ввел Герман Греф (председатель правления «Сбербанка» — прим. Spot). И когда он об этом начал говорить, все остальные думали, что он чудит, говорит про какое-то непостижимое будущее. Надо ли говорить, что «Сбербанк» с Грефом все же сделал супперап, а через год эту историю начали повторять другие компании — крупные банки, телеком, даже частично девелоперы. То есть все, у кого было большое количество пользователей и кто хотел на них дополнительно заработать.

Ровно это сейчас случается с Узбекистаном. Речь, в первую очередь, идет о слиянии Uzum и Click. Но время супераппов началось с того, что на локальный рынок зашел «Яндекс». К этому, конечно, было много вопросов и много негатива. Однако компания активно поглощает аудиторию и территорию. А сейчас в суперапп просто семимильными шагами идет Uzum, что подтверждает сделка по слиянию с Click.

Думаю, в ближайшее время появится с десяток желающих сделать супераппы. И, конечно, все это сильно сказывается на карьере людей.

Что это значит для карьеры

Три тенденции, которые приведут за собой супераппы. Первое — это повышение зарплат, причем не только в IT, но и других отраслях. Кто прежде всего будет нужен в ближайшее время? Конечно, айтишники, в частности люди, которые занимаются данными — это системные архитекторы, продакт и проджект менеджеры. Их зарплаты начнут резко расти.

В России во время бума супераппов зарплаты этих специалистов взлетели в 2−3 раза, их не хватало настолько, что их стали привозить из других стран (что уже сейчас существует в Узбекистане), разрешать командам работать удаленно, лишь бы выполняли работу.

Второе — наступит бум создания и покупки стартапов. Дело в том, что в супераппе с одной точки входа должно быть очень много разных услуг, причем совершенно неожиданных. То есть объединены они только интересом пользователя. Например, в банковском супераппе могут быть маркетплейс, туристический сервис, девелопер, услуги по ремонту и много всего.

С одной стороны, суперапп говорит: «Мы сильны, у нас очень много денег, мы сделаем все сами». Но с другой стороны, ему очень часто некогда возиться с не ключевыми проектами. Например, в банковское приложение добавить услуги в сфере туризма. Вместо того, чтобы делать продукт самому, покупают небольшие стартапы, где уже есть команда, которая знает как это делать.

Из этого вытекают две истории. Первая — стартапы будут покупать и будет большое движение на этом рынке. С другой стороны, появится много людей, которые делают стартапы под возможный выкуп супераппами. И вот тут многих ждет разочарование и, возможно, даже банкротство. Потому что никогда не угадаешь, какие вертикали суперапп будет делать сам, а какие он отдаст, а какие он будет выкупать.

Более того, часто суперапп ведет себя в этой части не очень хорошо: сначала ведет переговоры со множеством стартапов, чтобы понять, как они устроены, понять какие-то хитрости, а потом повторяет это сам, не покупая стартап. Так на российском рынке было много скандалов. Стартапы, которые думали, что вот-вот станут миллионерами, в результате разорялись.

Третье — становятся востребованными и повышается стоимость не только айтишников, но и представителей других профессий — это носители экспертизы по тем направлениям, которые потенциально интересны супераппам. Это банки, страховка, авто, девелопмнет, туризм, развлечения, покупка билетов, музыка, видео и др. И если вы очень хороший специалист по этим направлениям, то вероятней всего вы тоже будете очень востребованы, потому что супераппы должны развиваться очень быстро, и поэтому готовы перекупать экспертизу и много за нее платить.

Другие последствия

Страну может ожидать странный и не всегда корректный бум онлайн-образования. Супераппу потребуется большое количество людей с определенными навыками и опытом. И под это очень подстраиваются образовательные проекты: начинают штамповать тысячами якобы нужных специалистов. Они говорят: «Смотрите, такой огромный дефицит, у них такая высокая зарплата, идите, учитесь, платите деньги, и у вас полетит карьера». На этом потеряли репутацию и закрылись очень многие онлайн-проекты образовательные в России.

Потому что супераппу не требуются новички. Главная задача супераппа — очень быстро купить готовый продукт или специалиста с большим опытом, который может быстро сделать нужный продукт. Соответственно, на онлайн-курсах штамповали много людей, которые потом не могли найти работу и предъявляли иски, просто возмущались, писали негативные отзывы. Конечно, онлайн-образование в короткую очень много заработало. А в длинную многие проекты закрылись, и даже были суды, отзывы лицензий.

Поэтому я обращаюсь к руководителям этих школ: будьте корректными, не нарушайте этику. А также к людям: будьте внимательны перед тем, как дорого платить за какое-то онлайн-образование, где будут обещать взлет в карьере, большую зарплату. Проверьте у кого-то, кто работает в этой отрасли или сходите к карьерному консультанту, узнайте, берут ли в эту отрасль так охотно людей без опыта, только с образованием.

Наступает очень интересное время для карьеры, потому что время супераппов — это время гонки за людьми, это время гонки идей и проектов. И руководят этим очень умные, интересные, но абсолютно безжалостные в бизнесе люди. Поэтому многие выиграют, а кто-то очень сильно проиграет. Но в любом случае, это шанс очень резко повысить свою стоимость и востребованность на рынке.

Поэтому я бы советовала очень внимательно сейчас смотреть за тем, что происходит в этой области (это касается не только IT-специалистов) и думать, насколько вы можете быть востребованы в этой истории и, собственно, искать входы, выходы в нее. И тогда это будет одно из самых интересных и богатых времен вашей жизни.