Что произошло
Click и Uzum подписали соглашение о слиянии. Цифровые продукты и сервисы экосистемы Uzum продолжат работу в прежнем режиме. При этом у покупателей Uzum Market появятся новые возможности оплаты заказов, в том числе в более чем 180 пунктах выдачи по всей стране.
Собственники Click получат долю акций головной компании группы Uzum, а команда продолжит работу над развитием проекта.
Экономист Отабек Бакиров в своем телеграмм-канале обратил внимание, что согласно Закону «О конкуренции» для проведения подобной сделки необходимо предварительное одобрение Антимонопольного комитета (ныне Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей — прим. Spot).
«Учитывая, что Uzum Group осваивает сегмент финансовых услуг, цифровых продуктов и агрегатов с космической скоростью, а Click является крупнейшим игроком на рынке платежных систем с 11 млн пользователей, антимонопольному органу следовало как минимум провести независимое исследование, даже если заявители не обращались сами. Какие последствия ждут потребителей, рынок платежных систем и других участников после этого слияния? Не столкнёмся ли мы завтра с рокфеллеровским аналогом Standard Oil, где эта единая экосистема, в результате совместных действий с другими аффилированными структурами стала владеть всем государством?» — отметил Бакиров.
В этот же день чуть позднее Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей выпустил комментарий к объявлению. В ведомстве указали, что крупные сделки по слиянию и поглощению требуют согласования с ним.
На данный момент Click и Uzum не подали в ведомство документы для получения одобрения. В списке учредителей Click не произошло изменений, а сделка еще не оформлена официально, подчеркивается в комментарии.
Что станет с компаниями
Как рассказали Spot в Uzum, сейчас не раскрываются условия сделки в части долей и стоимости отдельных компаний. Что касается объединенного холдинга, то он уже давно находится на «единороговой» территории («единороги» — компании, получившие рыночную оценку стоимости в размере свыше $1 млрд — прим. Spot), а присоединение Click только усиливает позиции Uzum.
«Слияние компаний означает, что акционеры Click получат доли акций в головной компании холдинга Uzum. Сейчас между нами согласованы принципы сделки и подписано соглашение о дальнейших шагах по слиянию, которое еще предстоит согласовать с регуляторами» — отметил Джасур Джумаев, СЕО группы компаний Uzum.
Джасур Джумаев и Улугбек Рустамов
«Есть четкое понимание экспертизы каждой компании внутри холдинга. Финтех — зона ответственности Click. Маркетплейс остается под управлением текущей команды Uzum Market. В структуре Uzum имеется Nasiya — рассрочка и банк со своими командами. Со временем основной точкой входа во все продукты станет приложение Click» — рассказал Рустамов.
«Слияние позволит нам собрать сервисы, которые создают синергию: e-com, платежи, финтех и банкинг — примеры ведущих мировых компаний показывают, что такое сочетание сервисов позволяет дать пользователям, будь то частные лица или бизнес, максимум преимуществ. И это подтверждают примеры с других рынков: Mercado Libre в Латинской Америке, Kaspi в Казахстане. При этом на рынке уже есть примеры, когда крупные платежные сервисы были куплены напрямую банками. И с ними нам, в частности, предстоит конкурировать, как и с отдельными отраслевыми игроками» — сообщил Джумаев.
Компания планирует сохранить название Click в качестве юридического лица и бренда. «Click уже давно имя нарицательное. Говоря о переводах, люди часто говорят: „Click сделай“. Наше последнее исследование здоровья марки показало, что Click — это Top of Mind среди платежных решений. И было бы неправильно менять такой устоявшийся народный бренд. Но бренд не стоит на месте, он развивался до сделки, будет развиваться и после нее. В этом направлении у нас также большие планы» — подчеркнул генеральный директор.
«Каждая из компаний после слияния продолжит развивать собственные проекты — у команды Click есть уникальная экспертиза, их сервисом пользуется каждый третий житель страны, и после слияния для нас важно сохранить эту экспертизу. В то же время сервисы Uzum продолжат работу в привычном для пользователей режиме. Параллельно мы будем запускать общие проекты, в частности, приложение Click станет супераппом, где можно будет также получить доступ ко всем сервисам экосистемы» — отметил Джумаев.
Улугбек Рустамов рассказал, что приложения продолжат работать в штатном режиме. В будущем планируется разделить акценты: Uzum Bank — для банковских услуг, а Click Up — суперапп, основная точка входа по всем сервисам и оплатам экосистемы, как текущим, так и новым, которые появятся.
И Click, и Uzum продолжат работу из своих офисов, при этом команды постепенно синхронизируют процессы, создадут проектные группы и выстроят коммуникации. Сегодня в объединенной команде Click и Uzum более 5 тыс/ сотрудников. В планах у обеих компаний расширять штат для запуска новых проектов.
Слияние — результат последовательной стратегии
Опрошенные эксперты считают, что слияние компаний — ожидаемый и планомерный шаг для развития обеих компаний. В целом они оценивают данный процесс, как положительный для рынка, учитывая, что объединение бизнеса выведет компанию на новый уровень.
«Помню как начиналась компания Click. Вместе с Payme они сделали этот рынок, по сути построили его с нуля: от законов до инфраструктуры. Думаю, многие ориентировались на Click как на лидера. И если слияние — это история о новом этапе развития, то это крутое продолжение. Важно под слиянием иметь в виду именно его, а не поглощение ниш и эффективных брендов. Я действительно рад за основателей компании, это своего рода „история Золушки“, которая стала еще более влиятельной фигурой» — отмечает Фарход Махмудов, СЕО Oson.
Фарход Махмудов
«Слияние Uzum и Click — это закономерный шаг развития рынка, на котором компания, декларирующая амбициозные цели и располагающая достаточными ресурсами для быстрого захвата рынка, сделала логичный шаг и купила компанию из первой тройки лидеров» — считает Музаффар Аъзамов, председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана.
Таким образом на рынке приема платежей вместо тройки лидеров Payme, Click, Uzum (бывший Apelsin) теперь остались два основных игрока — Payme и Uzum. «Это свидетельство того, что в целом основная часть потребителей уже охвачена и мы стали свидетелями консолидации рынка» — отмечает Аъзамов.
Владимир Добрынин, CEO и основатель Humans Group, также считает слияние Click и Uzum результатом последовательной стратегии. «И Uzum, и Click развивали монопродукты, а объединение бизнеса -- это возможность выйти на новый уровень» — говорит он.
Интересно, что ни Click, ни Uzum не пошли по пути построения экосистемы изнутри — не стали наращивать экспертизу, последовательно создавать сервисы внутри своей экосистемы и развиваться горизонтально, а предпочли дополнить свой продукт готовым набором решений, отмечает он. Такая стратегия минимизирует риски, но в то же время ограничивает потенциал.
По его мнению, собственная экосистема, опирающаяся на внутренние разработки и экспертизу, — более устойчивая конструкция. Таким образом, строятся модели успешных супераппов. Конечно, экосистемные компании тоже заключают сделки по слиянию и поглощению, но обычно они приобретают небольшие нишевые стартапы, которые закрывают точечную потребность бизнеса. Но в фундаменте экосистемы всегда должны быть собственные разработки компании, ее уникальный опыт, видение и внутренние компетенции.
Как сделка отразится на развитии финтеха
«Слияние Click и Uzum вряд ли приведет к радикальным изменениям на рынке финтеха. Но сделка указывает на важный тренд — консолидацию игроков. Монопродуктам сложно не только расти, но и удерживать позиции в условиях растущей конкуренции. Поэтому компании все чаще будут объединять усилия, чтоб укрепить позиции. В некоторых случаях слияние может спасти компанию — например, если ее продукт несамодостаточен» — считает Добрынин.
Владимир Добрынин
По его мнению, Click и Uzum — это два продукта с разной аудиторией, которые предлагают разный потребительский опыт. Объединение бизнеса решает внутренние стратегические задачи компаний. Но в то же время стимулирует развитие цифровой экономики, в том числе электронной коммерции, в Узбекистане, а это точно на пользу индустрии.
Музаффар Аъзамов также полагает, что всем игрокам этого сегмента предстоит нешуточная борьба за предпочтения потребителей, от которой последние только выиграют.
Наргис Дустматова, председатель Ассоциации финтеха Узбекистана, отметила положительные стороны данного процесса. Среди них:
- оптимизация оплаты — маркетплейс имеет прямой доступ к платежной системе, что снижает потребность в сторонних платежных системах, в результате, процесс оплаты становится быстрее и эффективнее;
- снижение транзакционных издержек — платежные системы обычно взимают комиссию за обработку платежей; владея платежной системой, торговые площадки могут снизить сборы и сделать сервис более доступным;
- улучшение качества обслуживания клиентов — у маркетплейсов, владеющих своими платежными системами, больше контроля над процессом оплаты, что позволяет им предлагать больше вариантов оплаты, таких как рассрочка, а также улучшать процесс оформления заказа.
Что будет с конкуренцией
Теперь у Uzum и Click вместе 13 млн пользователей. Таким образом, компания становится лидером на рынке по количеству пользователей. Однако, важно также, чтобы параллельно количественным изменениям происходили и качественные.
Так, СЕО Humans считает, что современные финтех-компании уже не стремятся нарастить число пользователей любой ценой — в приоритете сегодня не суммарное количество пользователей, а retention rate и life-time value. Клиенты должны одновременно пользоваться несколькими продуктами компании — в идеале параллельно или одновременно.
«В случае с Uzum и Click 13 млн юзеров объединены брендом. Но можем ли мы сказать, что они включены в единую экосистему — с общим интерфейсом, взаимосвязанным юнитами, единым пользовательским опытом? Пока нет. Возможно, это изменится в будущем. Что касается конкуренции на финтех-рынке, то она скорее обострится. Любой холдинг — это комплексная структура, которая не обладает той же гибкостью, что стартап или digital-экосистема. А значит, у игроков поменьше появится пространство для маневра и открытое поле для экспериментов. На их стороне гибкость, скорость реакции, отсутствие бюрократии и жесткой корпоративной иерархии» — подчеркнул он.
«Количество не всегда преобразуется в положительные качественные изменения. На данный момент, это два разных бизнеса, развивавшихся в разных обстоятельствах и условиях, и, соответственно, имеющие разные целевые аудитории, не говоря уж о сложившейся корпоративной культуре, их совместимости и многом другом. Эти и многие другие вопросы предстоит решить менеджменту Uzum» — подчеркивает Аъзамов.
Стоит ли ожидать слияния других финтех компаний для противостояния Uzum
По мнению, Музаффара Аъзамова, на рынке образовались два крупных игрока и множество «нишевых». «Выражаясь метафорично, трехногая табуретка гораздо более устойчивая, чем та, у которой только две ноги. По моему мнению, необходимо появление других игроков, которые будут способствовать устойчивости рынка и его развитию» — заключил он.
Музаффар Аъзамов
«В ближайшее время тренд на монополизацию рынка усилится — это касается банковского сектора, финтеха и сферы электронных услуг в целом. Слияние Uzum и Click скорее всего не окажет на процесс большого влияния, потому что тенденция на консолидацию наметилась уже давно. Будут ли другие компании объединять усилия, чтобы конкурировать непосредственно с Uzum, зависит от их стратегии, — отметил Добрынин. — Конечно, за трендами и сделками нужно следить, но их влияние не стоит переоценивать. В конечном итоге каждая компания стремится наращивать свою клиентскую базу, выручку и долю рынка. А для этого не обязательно ориентироваться на конкурентов».
«Важно помнить, что никакая индустрия или рынок не выигрывают от монополий. Для этого необходимо поддерживать конкуренцию. И если правила игры сохранятся, выиграют все. Многие процессы удешевятся, очень крутое развитие ждёт е-com, покупать онлайн будет легче. Что касается финтеха, органически на многих рынках создаются естественные монополии. Однако, он остаётся свободным для конкуренции, новых игроков, включая международников, — говорит Махмудов. — В Казахстане есть абсолютный лидер, крупнейший игрок. Мы сейчас вышли на их рынок с B2B продуктом. Мы точно знаем, что есть точка входа — на рынке можно конкурировать даже с лидером, если ты предлагаешь крутой продукт. Вот именно такого развития я бы пожелал себе и коллегам в Узбекистане».
Он добавил, что для его компании открытость рынка и конкуренция является частично гарантией, в OSON осознают высокие риски при инвестировании, намерении привлечь инвесторов из-за границы. Все это будет практически невозможно сделать, если климат поменяется.
Какие риски для рынка несет за собой такое слияние
По мнению Добрынина, слияние не создает рисков — наоборот, это положительный сигнал для компаний и инвесторов. Сделка доказывает, что узбекистанский рынок финтеха не стоит на месте, а сегмент цифровой экономики растет. Конкуренция усиливается, но не настолько, чтобы рынок захватили монополисты. А значит, у компаний поменьше появляется мотивация совершенствовать продукт, чтобы повысить лояльность аудитории.
«Узбекистанский рынок финтеха пока находится на начальном этапе развития, но здесь уже появляются первые экосистемы и супераппы, а также формируются холдинги с фокусом на цифровых продуктах. С точки зрения инвестиций регион становится все более привлекательным, причем даже относительно небольшие вложения могут многократно окупиться — это одно из главных преимуществ развивающейся экономики» — считает СЕО Humans.
«Ограниченное количество игроков создают существенные риски и предпосылки к формированию рынка с доминирующим игроком, а еще хуже — ставшего монополистом. В этом гипотетическом случае, кроме него проиграют все остальные. В первую очередь, потребители, бизнес-сообщество и государство» — отмечает Аъзамов.
Наргис Дустматова также отметила некоторые отрицательные стороны приобретения маркетплейсом платежной системы. По ее мнению, покупка платежных систем маркетплейсами может привести к монополии. Это связано с тем, что торговая площадка имеет прямой доступ к платежной системе, что дает ей несправедливое преимущество перед другими предприятиями электронной коммерции, которые полагаются на сторонние платежные системы.
Наргис Дустматова
Кроме того, маркетплейсы, владеющие своими платежными системами, могут стать самодовольными и испытывать недостаток инноваций. Без конкуренции со стороны сторонних платежных систем они могут не чувствовать необходимости вводить новшества и улучшать свои сервисы.
В заключение Дустматова упомянула фактор безопасности. Маркетплейсы, владеющие своими платежными системами, имеют доступ к платежной информации клиентов, что делает их мишенями для хакеров. Это подвергает риску финансовую информацию клиентов.
Что будет дальше: усилится конкуренция или укрепится монополия?
«Конкуренция точно обострится, а о тотальной монополизации рынка говорить пока рано — для этого в Узбекистане нет предпосылок. Любая монополия опирается на три компонента: хороший продукт, грамотная стратегия развития и крупные инвестиции (от $100 млн и выше). При этом даже в развитых экономиках, например в США, такой фундамент не гарантирует успех. В Узбекистане же пока в принципе не сформировались условия для возникновения монополий» — считает Добрынин.
Он также подчеркнул, что крупные компании пока вряд ли будут диктовать условия — максимум они будут задавать тренды на рынке. В любом случае, многое зависит от последствий сделки — если холдингу удастся увеличить выручку или долю рынка — хорошо, но если Uzum станет драйвером цифровой экономики в Узбекистане — еще лучше. Рост digital-first компаний — это гарантированно положительный сигнал для всей индустрии.
«Каждый бизнес хочет построить монополию и это естественно. Но в интересах потребителя и общества важно, чтобы была реальная конкуренция на рынке, которая благотворно влияет на общественное развитие. Думаю, пока рано делать какие либо негативные прогнозы, но в любом случае чем больше крупных игроков на рынке, тем лучше» — заключил Аъзамов.
«Рынок электронной коммерции должен взвесить преимущества и риски и решить, является ли приобретение платежной системы правильным шагом для их бизнеса. Кроме того, регулирующие органы должны следить за рынком, чтобы гарантировать, что электронная коммерция развивается в хорошей конкурентной среде» — подытожила Дустматова.