Алексис Деларофф,
генеральный директор Accor New East Europe.
Что происходит с индустрией туризма
Туриндустрия Узбекистана сейчас фактически находится в стадии зарождения. Для нее характерна некоторая раздробленность из-за большого количества индивидуальных игроков на рынке и, как следствие, отсутствие единой структуры, которая только начинает формироваться.
При этом стоит отметить, что страна обладает огромным потенциалом, не только с точки зрения исторического туризма — бесспорно в Узбекистане есть на что посмотреть — но и в плане деловых путешествий.
Экономика страны сохраняет высокие темпы роста, подстегивая развитие деловой активности. В 2022 году в Узбекистане было организовано сразу несколько успешных мероприятий международного уровня, среди которых саммит ШОС в Самарканде при участии 15 мировых лидеров. Ташкентский международный инвестиционный форум, ПЛАС-форум и Hotel Business Forum также продолжили свою работу.
Мы видим, что во время проведения бизнес-мероприятий в так называемый «высокий сезон» практически все отели заполнены, поэтому однозначно необходимо удлинять сезон, в том числе за счет событийного туризма в периоды спада туристической и деловой активности.
Вызовы — дефицит кадров и высокие ставки по кредитам
Один из главных вызовов в туризме, как и во многих других отраслях, — это недостаток квалифицированных кадров. И здесь не обойтись без поддержки государства, перед которым стоит амбициозная задача — популяризировать сферу туризма и гостеприимства среди местных жителей.
Согласно демографическому отчёту Агентства по статистике при президенте, численность населения Узбекистана за минувший год превысила 36 миллионов. Но все мы знаем, что много граждан — мужчин и женщин — в поисках работы уезжают за границу.
Соответственно, необходимо создать такие условия, при которых они смогли бы прокормить семью, не покидая своей Родины, в том числе благодаря работе в гостиничной индустрии, поглощающей большое количество кадров: от линейного персонала до управленцев высокого уровня. Сегодня можно сделать довольно быструю карьеру в гостиничном бизнесе, как горизонтальную, так и вертикальную, имея к этому стремление и мотивацию.
Известно, что одно рабочее место в отеле обычно создает не менее 10 рабочих мест в смежных отраслях. Например, у ремесленников появляется возможность продавать сувениры при отелях, а у гидов и турагентов — экскурсии по древним городам. Поэтому я считаю, что сделать ставку на гостиничную сферу могло бы быть хорошим решением для государства с большим приростом населения.
Особое внимание необходимо уделять обучению кадров. Например, в Accor мы постоянно развиваем необходимые навыки и компетенции специалистов. Для этого созданы специальные академии с командой сертифицированных тренеров. Они обучают руководителей вновь открывающихся отелей и в дальнейшем проводят тренинги по запросу отеля.
При этом в новых локациях на руководящие должности, как правило, назначаются люди с международным опытом, обладающие знанием специфики работы в отрасли и определенных стандартов гостеприимства. Это могут быть как иностранные специалисты, так и местные жители. Как например, в случае с нашим первым отелем в Узбекистане, генеральный менеджер которого в этом году получил награду «Лучший управляющий года» на II Национальной премии гостеприимства Узбекистана. Так что все зависит от человека и от того, насколько хорошо он понимает, чего хочет добиться.
Вторым важным вызовом остается наличие льгот для собственников в плане налогообложения и доступность банковских кредитов для бизнеса. Их стоимость тормозит развитие отрасли, поэтому вопрос денег актуален в Узбекистане так же, как и во многих странах. Невозможно строить отели на 150 номеров только на собственные деньги — для этого нужно несколько миллионов, если не несколько десятков миллионов долларов.
Какие нужны изменения
Гостиницы очень долго окупаются, примерно 10−15 лет, поэтому для привлечения большего количества инвесторов и предпринимателей в эту отрасль следует внедрить систему, при которой в течение строительства и первых пяти лет работы налоги будут сведены к минимуму. И не только налоги на имущество или на прибыль. Налоги, связанные с фондом оплаты труда в гостиничной отрасли, тоже должны быть сведены до минимума, так как эта индустрия требует значительные человеческие ресурсы разной направленности и квалификации. Уже после, когда отель постепенно начинает окупаться, можно увеличивать налоговую нагрузку.
Кроме того, при строительстве новых объектов велика доля импортных технологий, которых пока нет в Узбекистане. На них действуют высокие пошлины, которые тоже выступают определенным препятствием. Считаю, что их тоже можно было бы пересмотреть.
На сегодняшний день в Узбекистане для открытия гостиницы нужно выполнить 97 требований, а для получения ею «звёздного» рейтинга — целых 138. Одно дело, когда речь идет о критериях, связанных с безопасностью людей. И совсем другое, когда мы говорим об обязательном наличии в номере стула и кресла. И если в номере на 35−40 кв. м. — это не проблема, то в трехзвездочной гостинице с номерами в 17 кв. м. это физически невозможно. Соответственно, из-за этого критерия получить сертификацию, необходимую для ввода объекта в эксплуатацию, ты не сможешь.
Или, например, есть требование, чтобы в номерах были электронные замки на дверях. На мой взгляд, самое важное, чтобы двери были противопожарными, а каким способом они закрываются или открываются — должно оставаться на усмотрение собственника отеля или установлено стандартом отельного бренда.
Однако, нормы строительства и безопасности, в том числе пожарной, от землетрясения и так далее, должны неукоризненно соблюдаться. И я считаю, что нормы в области безопасности должны быть драконовские. Проверяющие должны быть абсолютно профессиональны, чтобы не позволить никому отступать от общих правил. Все остальное вторично. Важно, но вторично.
При этом у каждой страны есть своя система классификации. Не существует единой международной. В этом плане правительствам всех стран было бы полезно использовать навыки и знания гостиничных операторов: мы каждый день обслуживаем миллионы гостей, знаем, чего не хватает гостю, что ему действительно нужно и важно. Наши совместные знания, ноу-хау, маркетинговые исследования и прочее могут помочь правильно сформулировать единые для всех правила и нормы.
Какую стратегию выбрать
Развитие туристической отрасли — сложное многовекторное дело, требующее продуманной стратегии от государства. Очевидно, что помимо наличия природных, исторических и социально-культурных объектов, важное значение имеет комфортная и современная инфраструктура.
В Узбекистане уже есть некоторые наработки в этой сфере. Например, запуск скоростного поезда Afrosiyob по маршруту древнейших городов, открытие нового международного пассажирского терминала Самаркандского аэропорта, способного обсуживать до 120 рейсов в неделю. Эти проекты, несомненно, себя оправдывают и являются огромным плюсом для развития туризма.
Очевидно, что для увеличения турпотока в Узбекистан необходимо впустить в страну лоукостеры. Без этого сложно ожидать резкого увеличения потока туристов. Но у этого решения есть обратная сторона. Здесь нужно быть очень осторожным. Если посмотреть на примеры Барселоны или Праги, куда летают десятки лоукостеров, то эти города заполнены туристами, которые не всегда ведут себя подобающим образом и могут причинять определённое неудобство местным жителям. Это и есть «чрезмерный туризм», который может также причинить ущерб и местным достопримечательностям.
Поэтому прежде, чем государство будет открывать небо для лоукостеров, нужно задать вопрос: «Какой мы хотим туризм?». И только после этого принимать решение.
Еще одно важное направление, активно набирающее развитие по всему миру — это sustainable development (устойчивое развитие). На сегодняшний день на долю международного и внутреннего туризма приходится 8% всех выбросов углекислого газа в атмосферу и примерно 1% — на гостиничный сектор, что в основном связано с операционным потреблением энергии и производством продуктов питания. Только Accor ежедневно принимает более 680 тыс. гостей в 110 странах, включая Узбекистан. Для нас это большая ответственность и одновременно возможность развивать новые стандарты.
Accor уже более 50 лет является пионером в области устойчивого развития и, опираясь на наш многолетний опыт, могу с уверенностью сказать, что гостиничной индустрии необходимо пройти глубокую трансформацию и перейти от компенсационной к содействующей модели работы. Это подразумевает целый комплекс мер, среди которых полный отказ от использования привычного для нас одноразового пластика (посуды, трубочек, ватных палочек), сокращение пищевых отходов с акцентом на разумные закупки продуктов и приготовление сезонных блюд.
Очевидно, что качество жизни и ее продолжительность зависит от того, что мы едим, и в наших силах вдохновить гостей на позитивные изменения в пищевых привычках. Узбекская кухня славится своим разнообразием и считается одной из самых вкусных в мире, здесь есть все: от традиционных супов и мясных блюд до свежайших овощей и фруктов. Делая выбор в пользу местного и сезонного, мы вносим свой вклад в позитивные перемены в сфере устойчивого развития.
Кроме того, большое значение имеет развитие новейших экологически чистых технологий для отелей, включая возобновляемые источники энергии, а также переход на низкоуглеродные здания с вариантами «зеленого» финансирования. Успех в реализации этих мер во многом зависит от информированности и поддержки со стороны государственных органов, инвесторов, владельцев отелей, поставщиков, сотрудников и гостей. Сегодня многие из них готовы вносить свой вклад в развитие ответственного бизнеса, который в свою очередь заботится о людях и о планете в целом.