Уровень конкуренции в банковской системе Узбекистана за последние годы вырос, сообщается в отчёте Института макроэкономики и региональных исследований.
Специалисты изучали состояние сферы на основе коэффициента концентрации (CR) и индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Оба индикатора растут с усилением концентрации ресурсов на рынке, в то время как низкие значения свидетельствуют о растущей конкуренции.
Индекс HHI по банковским активам на 1 мая 2023 года составил 927, что означает высокую конкурентность. Для сравнения, в январе 2018 года он находился у нижней границы диапазона умеренной концентрации (1520).
Удельный вес трёх крупных банков с госучастием (НБУ, «Узпромстройбанк», «Асакабанк») пять лет назад составлял 59,8%. Однако сейчас на них приходится только 40,9% активов, что также указывает на рост конкуренции между финучреждениями.
HHI для кредитов также снизился примерно на треть и опустился ниже границы между умеренной концентрацией и конкурентным рынком. Если в начале 2018 года он равнялся 1548, то на нынешний май — только 1031.
Доля первой тройки банков в кредитном портфеле сократилась с 60,9% до 42,3%. В то же время доля «Капиталбанка» выросла более чем четырёхкратно (до 4,77%), «Туронбанка» — почти втрое (до 2,4%).
В сфере депозитов HHI упал с 893 до 703 единиц за пять лет. Доля пяти ведущих госбанков опустилась ниже половины и составила 40,5%. Параллельно частные банки увеличили свой объём вкладов с 32% от общей суммы до 40%.
Как кредитный, так и депозитный портфель банков с 2018 года увеличился более чем в три раза. Это свидетельствует о быстром экономическом росте, считает ИМРИ.
При этом реальные процентные ставки по вкладам и займам также заметно выросли. Эксперты объясняют это обострившейся потребностью в контроле инфляционного давления и стабилизации обменного курса.
Ранее Spot писал, что объём банковских вкладов населения в сумах вырос на 60% за год.