Логистическим компаниям из Казахстана и Узбекистана необходимо перепрыгнуть с первоначальной точки, в которой они сейчас находятся, через две-три стадии, ставя перед собой вопрос о том, что хочет получить клиент.
Об этом в ходе международной бизнес-конференции Logforum Supply Chain Central Asia рассказал замдиректора Координационного совета по логистике, доктор технических наук Василий Демин, передает корреспондент Spot. Он также поведал об основных проблемах, которые мешают компаниям быть более эффективными, и дал несколько рекомендаций.
Демин отметил, что экономика Узбекистана растет темпами, превышающими показатели других стран Центральной Азии. Тем не менее, сдерживающим инвестиции фактором в Казахстане и Узбекистане выступает уровень ключевой ставки, устанавливаемой Центробанком.
Однако для логистики более важной проблемой является отсутствие складской и логистической инфраструктуры.
«В Узбекистане ее [инфраструктуры] практически нет, а в Казахстане она развивается маленькими темпами. Именно поэтому мы видим просто ужасающие цифры: аренда складов класса „В“ в Узбекистане на 23% дороже, чем в России, а склады класса „А“ в Казахстане на 94% дороже, чем в России. [Склады] класса „А“ в Узбекистане пока до сих пор практически нет. Хранение у 3PL оператора, компании, которая оказывает услуги по хранению, грузообработке и по доставке, на 32% в Узбекистане выше, чем в России», — сказал Демин.
Также он обратил внимание на то, что уровень зарплат в Казахстане и Узбекистане приближается к операционным значениям российских сотрудников. Таким образом, с точки зрения затрат логистика в Узбекистане и Казахстане намного дороже, чем в России.
Ключевая задача — перепрыгнуть с первоначальной точки, в которой находятся часто компании Казахстана и Узбекистана через две-три стадии. В конечном итоги центральноазиатские компании придут к стадии быстрой адаптации, включающей в себя построение цепей поставок, сохранение оборотного капитала и лидерство через сервисные ниши.
Демин призвал логистические компании быть гибкими и бережливыми: гибкость подразумевает готовность внедрять те решения, которые еще ни разу не были испробованы на рынке, но при этом такие решения создают устойчивое конкурентное преимущество; бережливость означает отказ от ненужных затрат, делая ставку на оптимизацию.
Пять главных проблем в логистической сфере
Спикер выделил пять основных источников затрат, которые мешают компаниям быть экономными и бережливыми.
«Первое — это хаос в товарных потоках и несогласованность разных подразделений (закупок, производства, продаж и логистики), при котором часть этих подразделений не подчинена единой цели максимизации прибыли на долгосрочный и тактической перспективе — каждый выполняет свою функцию по максимуму, но не смотрит, как это выполнение влияет на другие подразделения», — отмечает эксперт.
Вторая проблема — несоответствие спроса и доступности запасов в конкретный момент времени. Запасы продукции могут быть большие, но на складе могут отсутствовать товары, которые необходимы для продажи в данный момент.
Далее следуют такие проблемы, как неэффективные каналы дистрибьюции, низкая утилизация складов и операции, не приносящие никакой ценности на этих складах, а также низкое качество планирования потребности в транспорте и маршрутизации.
Пять рекомендаций по их решению
Василий Демин дал несколько советов по решению выделенных проблем:
«Внедрить sales and operation planning — это подход, позволяющий подчинить всех одной цели, и от прогноза продаж отталкиваться, создавая операционный план производства, продаж и логистики», — советует спикер.
Одновременно с этим необходимо подобрать оптимальную модель управления запасами, при которой будет доступна вся необходимая часть востребованной покупателями продукции и при этом не будет в избытке.
Также нужно сравнить эффективность моделей дистрибуции с 3PL, инхаус распределенной логистикой. Например, в России эта тенденция уже подходит к концу, когда ритейлеры в значительной степени выместили дистрибьюторов. Но и дистрибьюция начинает заходить на поле ритейла.
При этом важно модернизировать технологию склада для повышения утилизации. Василий Демин подчеркивает, что инвестиции в создание новых складов не оправдывают себя, поэтому приоритет нужно отдать внедрению технологий.
Кроме того, представляется важным перейти от ручного планирования транспорта к автоматической системе управления перевозками.
Ранее Spot писал, что логистический оператор DP World инвестирует в Узбекистан $170 млн.