Spot совместно с аудитором, совладелецем бухгалтерской компании Yaran Consulting Евгенией Сон продолжает серию публикаций, посвященных запуску и развитию бизнеса.

Вот о чем мы уже писали:

В этой статье Евгения рассказала о пяти шагах, которые необходимы для правильного расчета прибыли компании.


евгения сон, прибыль

Евгения Сон,

аудитор, совладелец бухгалтерской компании Yaran Consulting.

Часто владелец бизнеса имеет лишь примерное понимание, насколько прибылен его бизнес. Это случается из-за обманчивого впечатления того, что деньги всегда есть, а значит дела идут отлично.

Например, небольшой магазин у дома: ежедневная выручка 20 млн сумов, то есть 600 млн сумов в месяц. При этом средний уровень маржинальности — 20%, то есть разница между выручкой и себестоимостью товара (валовая прибыль) — 120 млн сумов.

Расходы по налогам, аренде, зарплата, амортизация торгового оборудования и другие расходы в месяц составляют 110 млн сумов. Таким образом чистая прибыль составит всего 10 млн сумов.

Такой уровень дохода не будет привлекательным для предпринимателя и соответственно он захочет изменить ситуацию. Однако из-за того, что ежедневно в кассу поступает 20 млн сумов, создается иллюзия, что магазин приносит хорошую прибыль. И владелец магазина ничего не меняет, потихоньку забирая деньги из оборота для личных нужд в размере гораздо больше, чем 10 млн сумов.

Такая ситуация со временем приводит к разорению магазина по нескольким причинам:

  • из-за оттока денег не получается поддерживать ассортимент товаров в магазине;

  • деньги, которые владелец уносит домой, уже через 1−2 недели нужно снова вкладывать в бизнес.

В какой-то момент каждый владелец задается вопросами: сколько я зарабатываю и где мои деньги?

Как посчитать прибыль

Для того, чтобы правильно посчитать свою прибыль нужно пять простых шагов:

1. Определить расчетный период

Обычно это месяц или квартал, но также может быть неделя или 10 дней. То есть за этот период владелец считает все доходы и все расходы.

2. Определить, что относится к доходам и расходам бизнеса

Например, относит ли он к доходам продажу товаров в долг? С одной стороны, товар продан, покупатель есть и обещает отдать деньги в течение недели. С другой стороны, товара нет на складе и в магазине, и нет гарантии, что деньги поступят

Или относятся ли к расходам покупка торгового оборудования: холодильники, витрины и т. д. Вроде бы, деньги потрачены, и нужно компенсировать эти расходы. Однако, если сразу включить стоимость оборудования в расходы, один месяц будет очень убыточным, а следующий — очень прибыльным, что не соответствует действительности

3. Разделить понимание прибыли и наличия денег

Наличие денег в кассе не дает представления о размере прибыли магазина.

Например, владелец нашел товар со скидкой, но с условием выкупа большой партии. В кассе денег не останется, но при продаже товара можно будет заработать. Магазин в данном случае не работает в убыток.

Или, наоборот, если владелец объявит скидки и будет продавать товар с минимальной наценкой, то количество денег в кассе увеличится, но при этом прибыль будет минимальной или ее вообще не будет.

4. Определить минимальный уровень маржинального дохода

Маржинальный доход — это разница между ценой товара и его себестоимостью, без учета постоянных расходов, таких как аренда или зарплата бухгалтера.

В розничном магазине большое количество товаров и у всех разная наценка. Например, на хлеб она минимальная, а на морепродукты — намного выше. Но и покупают хлеб значительно чаще, чем морепродукты.

То есть в целом всегда есть средний уровень маржинальности.

Когда владелец начнет считать доходы и расходы, он сможет определить какой уровень будет приемлемым для его бизнеса.

5. На постоянной основе контролировать финансовые показатели

Из практики: как только предприниматель начинает вести правильный учет доходов и расходов, анализировать финансовые показатели, сразу же меняется сам подход к бизнесу.

То есть владелец начинает работать над вопросами ценообразования, оптимизации расходов, введение системы учета товаров, склада.

Следующим этапом запускается работа с денежным потоком, предотвращением кассового разрыва.

Бизнес — живой организм, он не статичен, условия внешние и внутренние постоянно меняются. Соответственно всегда будут меняться и финансовые показатели.

Одна из задач руководителя — принимать правильные решения на основе достоверных финансовых показателей.