Чуть больше года назад, в апреле 2022 года, российский ритейлер «Магнит» открыл в Ташкенте первый магазин формата дрогери — M Cosmetic.

Сегодня у M Cosmetic 30 филиалов, из которых три в регионах — в Чирчике, в Фергане и Андижане. На подходе еще порядка девяти магазинов.

Spot поговорил с генеральным директором компании Денисом Косаченко о том, почему для открытия первого зарубежного филиала был выбран Узбекистан, как он оценивает рынок и конкуренцию и чем отличаются местные магазины от российских.

Текстовая версия интервью представлена в сокращенном виде:


Денис, давайте для начала объясним для тех, кто не знает, что такое дрогери.

Дрогери — это небольшие магазины с непродовольственными товарами, расположенные максимально близко к покупателю. Как правило, их размещают в оживленных районах с высокой ежедневной проходимостью или в торговых центрах.

Это «магазины у дома», в которых обычно представлена декоративная и уходовая косметика, парфюмерия, бытовая химия и товары для дома. Но, в нашем случае, ассортимент чуть больше.

Мы, например, продаем еще детское питание, халяльную продукцию, продукты для здорового образа жизни и товары для животных. Не боимся экспериментировать, открывать новые ниши и видим, что это востребовано у покупателей.

Почему сеть называется M Cosmetic, а не «Магнит Косметик», как в России?

Мы не можем использовать в Узбекистане бренд «Магнит Косметик». Однако нам важно было сохранить ассоциацию с материнской компанией и при этом сразу обозначить особенность нашей сети для покупателей. Поэтому мы стали использовать сочетание буквы «M» и «Cosmetic».

Сначала было непривычно, но сейчас мне кажется, что этот бренд прижился и даже имеет свое преимущество — он легче читается и произносится, полностью выполняя при этом свое функцию.

«Магнит» — одна из ведущих российских розничных сетей, которая работает уже свыше 25 лет. При этом у компании несколько форматов торговых точек: сеть продуктовых магазинов «Магнит», товары для дома и ремонта «Магнит ремонт», гипермаркеты, дискаунтеры, киоски. Еще у компании был «Магнит опт» и «Магнит вечерний». Но к нам вы зашли с форматом «Магнит косметик». Почему?

Для нас это был первый выход на международный рынок. По правде говоря, было волнительно.

Мы тщательно изучали всевозможные рынки, пытались разобраться в нюансах, параллельно пытались понять, как работает местный — на что и как реагирует, изучали аудиторию и многое другое.

На рынке продуктового ритейла республики уже есть достаточно сильные игроки, и хотя базары до сих пор преобладают, между крупными сетями есть конкуренция. Если бы мы пришли в Узбекистан с основным продовольственным форматом «Магнита», нам пришлось бы испытать на себе их давление.

При этом рынок дрогери здесь в самом зачатке, современных форматов торговли в этом сегменте как таковых нет. А у нас в России есть экспертиза с созданием первой и крупнейшей в стране сети из 7 тыс. магазинов дрогери. Это изначально ставило нас в выигрышную позицию при выходе и пока мы ни разу не пожалели, что пришли в Узбекистан именно с этим форматом.

Получается, выход с косметическим форматом был проще?

Не сказал бы, но учитывая те различия, которые есть между нашими странами, этот формат дает больше времени разобраться в деталях и вникнуть в специфику рынка.

На самом деле на выход повлияла совокупность факторов: растущее население, достаточно высокий процент женщин, большая прослойка людей молодого возраста, культура потребления.

Все эти факторы указывают на то, что рынок будет расти и расширяться, а вместе с этим расти будет и спрос на те товары, что мы продаем в M Cosmetic.

mcosmetic, денис косаченко

А отразился ли выбор еще и на том, что конкуренция в этом сегменте намного меньше?

Несомненно. Но здесь, в ритейле, вопрос конкуренции пока еще не стоит так остро. Все еще мало сетей и хорошо организованной торговли.

По сей день основные конкуренты — это базары. На них большой выбор практически любой косметики — оригинальной и нет, что не есть хорошо.

А еще мы видим, как конкуренты пытаются копировать наш опыт. Лестно, приятно, да и мы вовсе не против (улыбается).

Означает ли это, что в ближайшее время не стоит ждать появления других магазинов семейства «Магнит»?

Сейчас наша компания сосредоточена на развитии M Cosmetic, наша задача — масштабировать этот бизнес в столице, выйти во все ключевые регионы и максимально нарастить там свое присутствие.

Об открытии других магазинов компании «Магнит» пока рано думать и говорить. Мы активно растем в выбранной нише, распыляться довольно опасно и стоит сконцентрироваться на чем-то одном, оттачивая свои навыки на новом для нас рынке.

Узбекистан, кстати, стал первым иностранным государством, где вы открыли свое представительство. Почему выбор пал на нашу страну?

В первую очередь повлияли отношения между нашими странами.

Важным для принятия решения стало и то, что Узбекистан на протяжении последних лет показывает едва ли не самые высокие темпы экономического роста.

Кроме того, население растет колоссальными темпами — более 1 млн человек в год. Уже через 15 лет численность населения будет более 50 млн, что сделает Узбекистан крупнейшей страной в Центральной Азии.

При этом большая часть населения — это молодые люди до 35 лет, благосостояние которых будет только расти.

Повлияли и географические особенности. Для такого размера населения Узбекистан — достаточно компактная страна. Это значит, что здесь можно построить очень эффективную логистику, максимально оптимизировать эту составляющую в себестоимости и предложить покупателям хорошие цены.

Поэтому выбор для нас был достаточно очевиден. А мы же хотим быть первыми, задавать ритм гонки, успевать, а не догонять.

mcosmetic, денис косаченко

Вы открыли представительство, а могли бы продать франшизу. С чем связан тот факт, что вы не работаете по схеме франчайзинга?

Если что-то хочешь сделать хорошо — сделай сам.

Выходя на рынок, мы хотели в первую очередь принести ту экспертизу, которая есть у «Магнита» за его почти 30 лет работы.

Франчайзинг — достаточно сложная модель: чужие деньги, чужие собственники и ответственность перед нашими потребителями, которая во многом будет зависеть от партнера. В связи с этим мы решили, что лучше всего для начала попробовать самим.

А в планах есть продажа франшизы?

Никогда не говори «нет» (улыбается).

Как много времени понадобилось для выхода?

Физическое открытие первого M Cosmetic произошло достаточно быстро, всего за четыре месяца после регистрации юридического лица в Узбекистане.

А с выходом были трудности?

Разумеется, да. Многое было в первый раз, было непросто, ведь мы делаем все прозрачно и правильно. Есть вопросы с арендодателями, у которых иногда отсутствует необходимый пакет документов, который позволил бы нам заключить договор аренды. Но эти вопросы решаются.

Сколько было инвестировано в запуск?

Точных цифр я вам не скажу, но отмечу, что с учетом стандартов и правил, которые мы соблюдаем, открытие одного филиала обходится в ту же стоимость, что и в России.

mcosmetic, денис косаченко

В среднем ассортимент ваших магазинов насчитывает 7−8 тыс. товаров. Какую часть составляют локальные марки?

На сегодняшний день местных производителей — около 10%, около 30% — составляет импорт российской продукции. Из России мы везем собственные торговые марки, а также бренды, которые производятся эксклюзивно для группы компаний «Магнит».

При этом долю отечественных производителей и локальных поставщиков стараемся все время увеличивать.

Здесь также представлены собственные бренды «Магнита», например, Stellary, Beauty Bomb. Как вы их продвигаете на местном рынке?

Эти бренды сами по себе достаточно известны и не только в России, но и во всем СНГ. Мы замечаем, что люди целенаправленно приходят к нам за ними.

Как говорится, тот случай, когда сначала работаешь на имя, а потом имя работает на тебя.

Но мы стимулируем продажи и поддерживаем продвижение специальной выкладкой, акциями и конкурсами. Это позволяет не только рассказать о продукции, но и вовлекает людей в коммуникацию с брендами и M Сosmetic.

«Магнит Косметик» в России и MCosmetic Узбекистане отличаются?

Мы стараемся придерживаться единых стандартов и делать одну сеть, но мне кажется, что здесь мы визуально лучше — красивые и воздушные (улыбается).

Кроме того, мы стараемся соответствовать ожиданиям, которые есть у потребителей в Узбекистане, а они все же отличные от российских.

И как я уже сказал выше, ассортимент в Узбекистане и в России немного разнится. Несомненно, каждая страна и город требуют своего подхода. Например, в наших магазинах представлены детское питание и товары для детей, поскольку население в стране молодое, много детей.

mcosmetic, денис косаченко

Можете ли выделить какие-то самые популярные позиции или категории?

Несомненно декоративная косметика, парфюмерия и товары для дома. По многим из этих позиций у нас эксклюзивные контракты.

К слову, в России у «Магнит косметик» есть приложение для заказа товаров на дом. А у нас оно появится?

Как таковое приложение у нас тоже есть, но возможности заказать и получить товар на дом — пока нет.

Мы над этим думаем, но пока сложно сказать, когда это будет. Сегодня все силы сосредоточены на масштабировании и качестве работы в офлайне.

Самые ходовые позиции представлены сегодня в Uzum Market. Ведем переговоры с Express 24 и Yandex.Еда. При этом мы понимаем, как важен e-com для развития. Поэтому, конечно, да, в свое время появится и собственный сервис доставки.

А приложение тогда для чего?

С его помощью можно копить кешбэк, получать скидки, быть в курсе всех новинок и интересных предложений.

mcosmetic, денис косаченко

Сегодня у вас 28 магазинов [на момент публикации у сети открылся 30 филиал]. А сколько брендов и торговых марок представлено суммарно?

Больше 1 тыс. брендов от более 150 производителей.

На местном рынке не так много игроков в нише косметического ритейла. Как оцениваете свою нишу?

Трудно оценить объем рынка на сегодняшний день.

Аналитики утверждают, что организованный ритейл в Узбекистане составляет меньше 7%, а оставшаяся часть приходится на неорганизованную торговлю — базары, подвалы и прочее. По оценкам независимых аналитиков — косметический рынок Узбекистана — более $120−130 млн в год.

Поэтому сложно оценить потенциал всего рынка и еще сложнее озвучить какую-то точную цифру.

Тогда как оцениваете текущий уровень конкуренции на рынке в вашем сегменте?

С одной стороны в сегменте косметики, парфюмерии и товаров для дома прямых конкурентов нет.

Но с другой стороны мы конкурируем с теми же Korzinka и Makro. У них большой процент от общего ассортимента товаров приходится на бытовую химию, товары для дома и, как и у нас, у них представлен текстиль.

Пока мы не сильно переживаем из-за конкуренции. Это просто не имеет смысла в ситуации, когда на 36 млн человек в стране работает всего 600−700 магазинов современного формата.

И тут борьба, скорее, общая против одного главного конкурента — серого импорта и подделок. А это куда большая проблема.

Иногда упаковка настолько идентична, что сложно распознать, где оригинальная продукция.

И если подделка духов будет в худшем случае плохо пахнуть или быстро терять свои свойства, то контрафактный стиральный порошок уже опасен для здоровья.

Поэтому перед тем, как товар появится у нас на полках, будет проделана большая работа: переговоры с поставщиками, проверка сертификатов, лицензий, тестирование продукции.

А с подделками вы как боретесь?

Например, в ближайшее время планируем запустить национальную кампанию, с помощью которой расскажем потребителям, почему важно выбирать качественные товары и в чем преимущество покупок в официальных магазинах.

mcosmetic, денис косаченко

Какие тренды в ритейле можете отметить в этом году?

Большое влияние диджитал-каналов на потребителей. Порой молодежи не так важен бренд, как-то, кто его рекламирует.

Есть блогеры, которым достаточно сказать, что они пользуются тем или иным товаром, как он начинает уходить с полок как горячие пирожки.

В офлайне мы заметили, что увеличилось количество посетительниц более зрелого возраста.

Чаще у них уже есть внуки и невестки, поэтому к нам они приходят не только за товарами для дома, но и за подарками, либо сразу с домочадцами, каждый из которых выбирает что-то для себя.

Мы рады, что люди постепенно узнают и привыкают к формату дрогери: они все чаще интересуются, где отроется следующий филиал, а приложение показывает, что зарегистрированных клиентов, следящих за новинками и выгодными акциями становится с каждым днем все больше.

Как геополитическая ситуация отразилась на вашей работе?

Часть производителей продукций сократили свое производство, и это касается не только Центральной Азии, но и Европы и Америки. Зимой многие компании из-за нехватки энергоресурсов в Европе и вовсе его приостановили.

К сожалению, в Узбекистане на сегодняшний день нет ни одного дистрибьютора или дилера, который мог бы на 100% обеспечивать нашу сеть необходимым ассортиментом.

Но если для одних кризис — время упущения, то для других — время возможностей.

Поэтому мы сконцентрировали внимание на местных производителях и поставщиках.

Кроме того, начали поставлять импортную продукцию по прямым контрактам. Например, недавно привезли первую партию товара из Турции.

В ближайшее время ожидаем поставки эксклюзивной продукции из Пакистана. Ведем переговоры с Европой и азиатскими странами.

Понимаю, что в Фергане вы совсем недавно. Но может удалось в процессе запуска понять, в чем отличительные черты работы на столичном рынке и региональном?

Мы искренне удивлены нынешнему результату. Магазин в Фергане по уровню торговли не уступает столичным торговым точкам.

Вдобавок, показатели и потенциал настолько высоки, что в скором времени мы откроем здесь второй магазин.

Как выглядят планы развития вашей сети на ближайшие 3−5 лет?

Скажу так: наша цель — войти в тройку ритейлеров по количеству магазинов в Узбекистане среди всех игроков рынка.


Для справки: Денис Косаченко — генеральный директор подразделения ритейлера в Узбекистане. Ранее занимал пост исполнительного директора Burger King по Москве и Московской области. Также имеет опыт работы в таких крупных компаниях, как Ferrero, L’Oreal и Adidas.