Как ранее писал Spot, золотовалютные резервы Узбекистана сокращаются три месяца подряд.
Пресс-служба Центробанка выступила с заявлением по поводу комментариев в соцсетях об объёме резервов. Их накопление не является самоцелью, подчеркнул регулятор.
Целью формирования резервов является поддержание стабильности сума и национальной финансовой системы, а также доверия инвесторов к ним. Они также нужны для бесперебойных расчётов по внешним операциям, добавили в ЦБ.
С 2017 года объём резервов увеличился на $9,3 млрд или 35,3%. Сюда входят как активы самого ЦБ, так и средства Минэконфина и Фонда реконструкции и развития, оперативное управление которыми выполняет регулятор.
Основную часть прироста ($6,9 млрд) обеспечило золото, которого стало на 67 тонн больше. Кроме того, его цена за шесть лет поднялась с $1159 до $1812 за тройскую унцию, ускорив рост в последние три года на фоне экономической и геополитической нестабильности.
В результате доля драгоценного металла в резервных активах Узбекистана выросла с 46% в 2017 году до 64% сейчас. На валютные активы, в свою очередь, приходится только 36% против 53%.
Нынешний объём международных резервов полностью соответствует требованиям оценки, подчеркнули в ЦБ. Так, он составляет 204% от денежной массы в обороте — в десять раз больше минимально требуемого соотношения в 20%.
Для сравнения, в Турции этот показатель составляет 29%, в России — 54%, в Азербайджане — 55%. Немного больше он в других странах СНГ — Армении (58%), Казахстане (59%), Беларуси (65%), — а также в Грузии (69%).
Также резервы составляют 44% от ВВП Узбекистана. Это заметно больше, чем у Китая (18%), Турции (14%) или Южной Кореи (25%).
Текущего объёма узбекистанских резервов достаточно для оплаты 11 месяцев импорта при рекомендуемом МВФ минимуме в 3 месяца. Годом ранее, до роста затрат на поставки товаров из-за рубежа и их объёма, они покрывали 15 месяцев.
Ранее Spot писал, что в мае Узбекистан стал вторым крупнейшим продавцом золота в мире.