Telegram — один из основных мессенджеров в Узбекистане. Через него общаются более 80% интернет-пользователей в стране, а это около 30,6 млн пользователей. И так как население Узбекистана ежедневно очень много времени проводит в Telegram, спрос на рекламу достаточно высокий.

Существует два вида рекламы в этом мессенджере — официальная (Telegram Ads) и интеграции в каналах.

Официальная реклама появилась в конце октября 2021 года — это короткое сообщение (до 160 символов) которое отображается в публичных каналах с более чем 1000 подписчиками. Рекламодатели могут выбрать язык и приблизительную тематику каналов, на которых будет отображаться их реклама.

При этом минимальный бюджет для запуска рекламной кампании — 2 млн евро, из которых 1 млн евро — это депозит, который не вернётся, если рекламодатель не потратит 10 млн евро за последние 12 месяцев.

Несмотря на баснословную сумму компании из Узбекистана используют этот инструмент продвижения. В основном при помощи посредников, что значительно снижает порог входа.

Параллельно с этим продолжает существовать другой способ продвижения в мессенджере (который появился задолго до Telegram Ads) — рекламные интеграции в Telegram-каналах.

По некоторым данным, в Узбекистане таких каналов свыше 123 тыс. И по этому показателю страна занимает второе место (после России). А суммарная аудитория всех Telegram-каналов насчитывает около 740 млн пользователей.

Spot поговорил с представителями коммуникационного агентства We Digital, креативного агентства Tanish Bilish и рекламного Venkon Communications про рекламные интеграции в Telegram-каналах: как они поменялись за последнее время, в каких каналах стоимость размещения самая высокая (таблицы представлены в конце статьи) и каких изменений ожидать в ближайшее время.


Самые дорогие — новостные и авторские каналы

По словам владельца коммуникационного агентства Tanish Bilish и автора проекта Troll.uz Умида Гафурова, компании ежегодно увеличивают свои бюджеты на рекламу в Telegram.

«Исходя из опыта нашего агентства, можно утверждать, что компании увеличили свои бюджеты на рекламу в Telegram в среднем на 20%. Подача рекламы особо не изменилась. Цели одни и те же уже несколько лет: охват, трафик (на сайт, приложение, telegram-бот или канал) и генерация лидов/анкет», — говорит Гафуров.

По мнению представителей We Digital, в Узбекистане популярнее всего новостные и юмористические каналы, а также каналы об образовании, бизнесе и спорте.

«В этих нишах конкуренция высокая, а для привлечения аудитории нужно предлагать уникальный и качественный контент. В то же время, есть некоторые ниши или сферы, в которых еще не хватает контента. Например, путешествия и туризм, технологии и инновации. Но, на наш взгляд, самая пуста ниша — это образовательный контент», — считают в We Digital.

В качестве примера они приводят тех, кто уже развивается в этом направлении, среди них Kunduziy, Teacher Azam, Texnoplov.

Самые дорогие интеграции у новостных и авторских каналов. Причины этого могут быть разные, говорят в агентстве We Digital.

Цены варьируются в зависимости от многих факторов: тематика, количество и качество подписчиков, охват и вовлеченность аудитории, частота и формат публикаций, репутация и авторитет канала или блога, сезонность и актуальность темы и другое.

Что влияет на цену

По словам Гафурова, в тематических каналах с аудиторией до 100 тыс. подписчиков реклама стоит около 2 млн сумов, до 500 тыс. подписчиков — около 5 млн сумов. В авторских каналах и у официальных СМИ цены варьируются от 1 млн до 10 млн за пост в зависимости от количества аудитории.

«Если считать по принципу цена/охват, дороже всего выходит реклама в каналах блогеров и инфлюенсеров. Далее следуют официальные каналы СМИ. Например, самая дорогая на сегодня реклама — в официальном канале Kun.uz — от 10 млн сумов при среднем дневном охвате в 450 тыс. пользователей», — делится Умид Гафуров.

Соучредитель Venkon Communications Хумоюн Аминов отмечает, что самая дорогая интеграция у Telegram-каналов в формате «личного блога».

«Если сравнивать в процентном соотношение количество подписчиков и сумму за рекламу, то в личных блогах (тематика не важна) ценник будет заметно выше», — говорит он.

По мнению представителей We Digital на ценообразование влияют разные факторы. Их можно разделить на две группы — внешние и внутренние:

  • внешние определяются рынком и спросом на рекламу: конкуренция, спрос, сезонность, актуальность рекламы;
  • внутренние факторы зависят от блогера или канала и определяются следующими показателями: тематика, охват и вовлеченность аудитории, частота и формат публикаций, время автора, затраченное на рекламу, репутация и авторитет канала или блога.

«В первую очередь на стоимость влияет уникальность, качество подачи, тематика и субъективный аппетит владельцев канала. В авторских каналах помимо вышесказанного влияет и „качество“ аудитории. Обычно рекламодатели видят лишь цифры в виде количества подписчиков и просмотров и не понимают, почему цены так сильно отличаются», — считает автор Troll.uz.

По данным We Digital, сумма размещения в Telegram-каналах начинается от 50 тыс. сумов и может доходить до 15 млн сумов.

«Мы советуем все же размещаться на тех каналах, где сидит преимущественно ваша целевая аудитория вне зависимости от суммы публикации», — говорит руководитель направления influence & media We Digital Шерзод Ахмедов.

По подсчетам агенства Tanish Bilish, общий объем рынка рекламных интеграций в Telegram составляет более $8−9 млн.

Привлекательность рекламы в Telegram, по словам Гафурова, в первую очередь обусловлена стоимостью.

«Средняя стоимость за просмотр/действие значительно ниже, чем в других социальных сетях. В отличии от таргетированной рекламы в Instagram или Facebook, рекламные публикации в телеграм выглядят намного органичнее. К тому же, охват публикаций не зависит от разных алгоритмов, которые постоянно меняются», — утверждает он.

«Накрутки»

В Telegram возможно накрутить как подписчиков, так и комментарии и даже просмотры.

«Если на канале 7 тыс. подписчиков, а количество просмотров едва набирает 50 за день, то смело можно предположить, что на этом канале есть „накрутка“. Более того, сейчас легко стало накручивать даже просмотры», — предупреждает Аминов.

Однако, эксперты советуют к таким методам не прибегать.

«Этим не стоит пользоваться, так как это неэффективно и небезопасно для продвижения в Telegram», — говорит старший influence-менеджер We Digital Тамара Бадалян.

По ее словам, есть несколько способов, чтобы понять, что количество подписчиков накручено:

  • перед публикацией в том или ином канале необходимо изучить аудиторию, понять, как люди реагируют на публикации, есть ли активность на канале;
  • из неочевидного на «накрутки» указывает и несоответствие охватов и подписчиков. Из очевидного — отсутствие комментариев, которые отражают разные видения вопроса;
  • при размещении рекламы нужно использовать специальные ссылки для отслеживания переходов, так можно узнать, какая часть аудитории переходит по ссылке и интересуется товаром, попадает ли реклама в целевую аудиторию и есть ли активность на канале.

«Да, некоторые каналы до сих пор накручивают себе просмотры и/или подписчиков. Постоянный мониторинг помогает нам определять такие каналы и прекращать с ними сотрудничество. Цель таких каналов очевидна — накрутить и продать рекламу дороже. К сожалению, некоторые рекламодатели клюют на это по неопытности», — дополняет Умид Гафуров.

Прогнозы

Рекламный рынок в Telegram — это динамичный и развивающийся рынок, который постоянно меняется и адаптируется к потребностям и предложениям.

«Сложно дать точный и однозначный прогноз, но, на наш взгляд, авторский контент будет более востребованным, так как люди слушают людей, а не всплывающую рекламу. Мы уверены, что спрос на рекламу не уменьшится, он будет повышаться», — говорит Ахмедов.

Эксперты считают, что со стороны рекламодателей, будет повышаться спрос на креативную рекламу и результаты этой рекламы, скорее всего, все будут работать по KPI.

По их прогнозу, в скором времени появится больше СМИ и авторских каналов с уникальным контентом, что отразится на стоимости рекламы.

Хумоюн Аминов вспоминает, что платформе когда-то пророчили «недолгий взлёт», но развитие Telegram-каналов и количество компаний, которые покупают размещение в них, показало обратное.

По его предположениям рекламный рынок продолжит развиваться: количество блогеров, каналов, тематик будет только увеличиваться. Возрастёт конкурентность и стоимость рекламы.

Рейтинг самых дорогих Telegram-каналов

Spot попросил агентства составить рейтинг самых дорогих Telegram-каналов в узбеко- и русскоязычном сегментах мессенджера. По данным Tanish Bilish топ-5 каналов русскоязычных каналов вошли:

Название
Категория
Кол-во подписчиков
Охват
Стоимость
Troll.uz
авторский
97 000
45 000
8 000 000
«Наблюдения под чинарой»
авторский
14 000
6 000
4 000 000
«Эффект Макаренко»
авторский
32 000
17 000
4 000 000
UzNews
новостной
65 000
25 000
3 600 000
Repost.uz
новостной
100 000
32 000
3 600 000

Топ-5 каналов на узбекском языке:

Название
Категория
Кол-во подписчиков
Охват
Стоимость
Kun.uz
новостной
1 256 000
320 000
10 000 000
Troll.uz
авторский
97 000
45 000
8 000 000
Xushnudbek
авторский
503 000
150 000
4 500 000
Qalampir
новостной
231 000
63 000
4 144 000
Repost.uz
новостной
100 000
32 000
3 600 000

В агентстве We Digital представили рейтинг без указания цен, так как на стоимость могут влиять разные факторы (налоги, агентские услуги и др). Рейтинги двух агентств практически совпадают за исключением нескольких пунктов:

Топ-5 каналов на русском языке:

Название
Категория
Кол-во подписчиков
Охват
Troll.uz
авторский
97 953
68 869
UzNews
новостной
65 100
28 000
Эффект Макаренко
авторский/социальные темы
32 648
21 000
Repost.uz
новостной
100 777
47 000
Gazeta.uz — Новости Узбекистана
новостной
75 304
35 342

Пятерка самых дорогих каналов на узбекском языке:

Название
Категория
Кол-во подписчиков
Охват
Kun.uz
новостной
1 274 622
380 000
Daryo
новостной
575 087
124 602
Xushnudbek.uz
авторский/правовой
497 907
187 757
Qalampir.uz
новостной
232 141
73 479
Davletov Uz
авторский/новостной
63 987
36 633