Telegram — один из основных мессенджеров в Узбекистане. Через него общаются более 80% интернет-пользователей в стране, а это около 30,6 млн пользователей. И так как население Узбекистана ежедневно очень много времени проводит в Telegram, спрос на рекламу достаточно высокий.
Существует два вида рекламы в этом мессенджере — официальная (Telegram Ads) и интеграции в каналах.
Официальная реклама появилась в конце октября 2021 года — это короткое сообщение (до 160 символов) которое отображается в публичных каналах с более чем 1000 подписчиками. Рекламодатели могут выбрать язык и приблизительную тематику каналов, на которых будет отображаться их реклама.
При этом минимальный бюджет для запуска рекламной кампании — 2 млн евро, из которых 1 млн евро — это депозит, который не вернётся, если рекламодатель не потратит 10 млн евро за последние 12 месяцев.
Несмотря на баснословную сумму компании из Узбекистана используют этот инструмент продвижения. В основном при помощи посредников, что значительно снижает порог входа.
Параллельно с этим продолжает существовать другой способ продвижения в мессенджере (который появился задолго до Telegram Ads) — рекламные интеграции в Telegram-каналах.
По некоторым данным, в Узбекистане таких каналов свыше 123 тыс. И по этому показателю страна занимает второе место (после России). А суммарная аудитория всех Telegram-каналов насчитывает около 740 млн пользователей.
Spot поговорил с представителями коммуникационного агентства We Digital, креативного агентства Tanish Bilish и рекламного Venkon Communications про рекламные интеграции в Telegram-каналах: как они поменялись за последнее время, в каких каналах стоимость размещения самая высокая (таблицы представлены в конце статьи) и каких изменений ожидать в ближайшее время.
Самые дорогие — новостные и авторские каналы
По словам владельца коммуникационного агентства Tanish Bilish и автора проекта Troll.uz Умида Гафурова, компании ежегодно увеличивают свои бюджеты на рекламу в Telegram.
«Исходя из опыта нашего агентства, можно утверждать, что компании увеличили свои бюджеты на рекламу в Telegram в среднем на 20%. Подача рекламы особо не изменилась. Цели одни и те же уже несколько лет: охват, трафик (на сайт, приложение, telegram-бот или канал) и генерация лидов/анкет», — говорит Гафуров.
По мнению представителей We Digital, в Узбекистане популярнее всего новостные и юмористические каналы, а также каналы об образовании, бизнесе и спорте.
«В этих нишах конкуренция высокая, а для привлечения аудитории нужно предлагать уникальный и качественный контент. В то же время, есть некоторые ниши или сферы, в которых еще не хватает контента. Например, путешествия и туризм, технологии и инновации. Но, на наш взгляд, самая пуста ниша — это образовательный контент», — считают в We Digital.
В качестве примера они приводят тех, кто уже развивается в этом направлении, среди них Kunduziy, Teacher Azam, Texnoplov.
Самые дорогие интеграции у новостных и авторских каналов. Причины этого могут быть разные, говорят в агентстве We Digital.
Цены варьируются в зависимости от многих факторов: тематика, количество и качество подписчиков, охват и вовлеченность аудитории, частота и формат публикаций, репутация и авторитет канала или блога, сезонность и актуальность темы и другое.
Что влияет на цену
По словам Гафурова, в тематических каналах с аудиторией до 100 тыс. подписчиков реклама стоит около 2 млн сумов, до 500 тыс. подписчиков — около 5 млн сумов. В авторских каналах и у официальных СМИ цены варьируются от 1 млн до 10 млн за пост в зависимости от количества аудитории.
«Если считать по принципу цена/охват, дороже всего выходит реклама в каналах блогеров и инфлюенсеров. Далее следуют официальные каналы СМИ. Например, самая дорогая на сегодня реклама — в официальном канале Kun.uz — от 10 млн сумов при среднем дневном охвате в 450 тыс. пользователей», — делится Умид Гафуров.
Соучредитель Venkon Communications Хумоюн Аминов отмечает, что самая дорогая интеграция у Telegram-каналов в формате «личного блога».
«Если сравнивать в процентном соотношение количество подписчиков и сумму за рекламу, то в личных блогах (тематика не важна) ценник будет заметно выше», — говорит он.
По мнению представителей We Digital на ценообразование влияют разные факторы. Их можно разделить на две группы — внешние и внутренние:
- внешние определяются рынком и спросом на рекламу: конкуренция, спрос, сезонность, актуальность рекламы;
- внутренние факторы зависят от блогера или канала и определяются следующими показателями: тематика, охват и вовлеченность аудитории, частота и формат публикаций, время автора, затраченное на рекламу, репутация и авторитет канала или блога.
«В первую очередь на стоимость влияет уникальность, качество подачи, тематика и субъективный аппетит владельцев канала. В авторских каналах помимо вышесказанного влияет и „качество“ аудитории. Обычно рекламодатели видят лишь цифры в виде количества подписчиков и просмотров и не понимают, почему цены так сильно отличаются», — считает автор Troll.uz.
По данным We Digital, сумма размещения в Telegram-каналах начинается от 50 тыс. сумов и может доходить до 15 млн сумов.
«Мы советуем все же размещаться на тех каналах, где сидит преимущественно ваша целевая аудитория вне зависимости от суммы публикации», — говорит руководитель направления influence & media We Digital Шерзод Ахмедов.
По подсчетам агенства Tanish Bilish, общий объем рынка рекламных интеграций в Telegram составляет более $8−9 млн.
Привлекательность рекламы в Telegram, по словам Гафурова, в первую очередь обусловлена стоимостью.
«Средняя стоимость за просмотр/действие значительно ниже, чем в других социальных сетях. В отличии от таргетированной рекламы в Instagram или Facebook, рекламные публикации в телеграм выглядят намного органичнее. К тому же, охват публикаций не зависит от разных алгоритмов, которые постоянно меняются», — утверждает он.
«Накрутки»
В Telegram возможно накрутить как подписчиков, так и комментарии и даже просмотры.
«Если на канале 7 тыс. подписчиков, а количество просмотров едва набирает 50 за день, то смело можно предположить, что на этом канале есть „накрутка“. Более того, сейчас легко стало накручивать даже просмотры», — предупреждает Аминов.
Однако, эксперты советуют к таким методам не прибегать.
«Этим не стоит пользоваться, так как это неэффективно и небезопасно для продвижения в Telegram», — говорит старший influence-менеджер We Digital Тамара Бадалян.
По ее словам, есть несколько способов, чтобы понять, что количество подписчиков накручено:
- перед публикацией в том или ином канале необходимо изучить аудиторию, понять, как люди реагируют на публикации, есть ли активность на канале;
- из неочевидного на «накрутки» указывает и несоответствие охватов и подписчиков. Из очевидного — отсутствие комментариев, которые отражают разные видения вопроса;
- при размещении рекламы нужно использовать специальные ссылки для отслеживания переходов, так можно узнать, какая часть аудитории переходит по ссылке и интересуется товаром, попадает ли реклама в целевую аудиторию и есть ли активность на канале.
«Да, некоторые каналы до сих пор накручивают себе просмотры и/или подписчиков. Постоянный мониторинг помогает нам определять такие каналы и прекращать с ними сотрудничество. Цель таких каналов очевидна — накрутить и продать рекламу дороже. К сожалению, некоторые рекламодатели клюют на это по неопытности», — дополняет Умид Гафуров.
Прогнозы
Рекламный рынок в Telegram — это динамичный и развивающийся рынок, который постоянно меняется и адаптируется к потребностям и предложениям.
«Сложно дать точный и однозначный прогноз, но, на наш взгляд, авторский контент будет более востребованным, так как люди слушают людей, а не всплывающую рекламу. Мы уверены, что спрос на рекламу не уменьшится, он будет повышаться», — говорит Ахмедов.
Эксперты считают, что со стороны рекламодателей, будет повышаться спрос на креативную рекламу и результаты этой рекламы, скорее всего, все будут работать по KPI.
По их прогнозу, в скором времени появится больше СМИ и авторских каналов с уникальным контентом, что отразится на стоимости рекламы.
Хумоюн Аминов вспоминает, что платформе когда-то пророчили «недолгий взлёт», но развитие Telegram-каналов и количество компаний, которые покупают размещение в них, показало обратное.
По его предположениям рекламный рынок продолжит развиваться: количество блогеров, каналов, тематик будет только увеличиваться. Возрастёт конкурентность и стоимость рекламы.
Рейтинг самых дорогих Telegram-каналов
Spot попросил агентства составить рейтинг самых дорогих Telegram-каналов в узбеко- и русскоязычном сегментах мессенджера. По данным Tanish Bilish топ-5 каналов русскоязычных каналов вошли:
Название | Категория | Кол-во подписчиков | Охват | Стоимость |
Troll.uz | авторский | 97 000 | 45 000 | 8 000 000 |
«Наблюдения под чинарой» | авторский | 14 000 | 6 000 | 4 000 000 |
«Эффект Макаренко» | авторский | 32 000 | 17 000 | 4 000 000 |
UzNews | новостной | 65 000 | 25 000 | 3 600 000 |
Repost.uz | новостной | 100 000 | 32 000 | 3 600 000 |
Топ-5 каналов на узбекском языке:
Название | Категория | Кол-во подписчиков | Охват | Стоимость |
Kun.uz | новостной | 1 256 000 | 320 000 | 10 000 000 |
Troll.uz | авторский | 97 000 | 45 000 | 8 000 000 |
Xushnudbek | авторский | 503 000 | 150 000 | 4 500 000 |
Qalampir | новостной | 231 000 | 63 000 | 4 144 000 |
Repost.uz | новостной | 100 000 | 32 000 | 3 600 000 |
В агентстве We Digital представили рейтинг без указания цен, так как на стоимость могут влиять разные факторы (налоги, агентские услуги и др). Рейтинги двух агентств практически совпадают за исключением нескольких пунктов:
Топ-5 каналов на русском языке:
Название | Категория | Кол-во подписчиков | Охват |
Troll.uz | авторский | 97 953 | 68 869 |
UzNews | новостной | 65 100 | 28 000 |
Эффект Макаренко | авторский/социальные темы | 32 648 | 21 000 |
Repost.uz | новостной | 100 777 | 47 000 |
Gazeta.uz — Новости Узбекистана | новостной | 75 304 | 35 342 |
Пятерка самых дорогих каналов на узбекском языке:
Название | Категория | Кол-во подписчиков | Охват |
Kun.uz | новостной | 1 274 622 | 380 000 |
Daryo | новостной | 575 087 | 124 602 |
Xushnudbek.uz | авторский/правовой | 497 907 | 187 757 |
Qalampir.uz | новостной | 232 141 | 73 479 |
Davletov Uz | авторский/новостной | 63 987 | 36 633 |