С 7 февраля по 6 марта Payme проводил челлендж под названием #PaymeЖизненныеРешения, в рамках которого пользователи делились своими реальными историями, где им помогло приложение. Четыре самые интересные из них компания решила экранизировать и сняла короткометражки. Spot делится историями режиссеров, которые работали над фильмами. На этот раз своими впечатлениями поделился в интервью режиссер целых двух короткометражек Дамир Мубинов.
Расскажите о себе. Как пришли в видеопродакшн?
Как и многие в стране пришел в видеопродакшн через свадьбы. Примерно в 2013 году устроился монтажёром в свадебную студию. Потом как-то стало скучно. Свадьба — это все-таки репортажный жанр, где вы не влияете ни на что. А очень хотелось постановки и творчества. И мы начали делать Love Story. мы выстраивали определенную концепцию и писали сценарий. Далее в 2019 я основал свой продакшн SNOVA, где мы начали снимать рекламу. С этого момента и по сей день 90% заказов — это реклама.
Кстати, клипы — мое любимое направление, и изначально я себя больше видел в клипах. Однако для таких проектов редко выделяют бюджет. Поэтому чаще всего они снимаются вне продакшна, на свои кровные.
Что думаете по поводу идеи, что нужно вдохновение? Нужно ли вам вдохновение в процессе создания сценария?
На мой взгляд, вдохновение нужно в начале пути, когда вы не понимаете процессов создания истории. Но в рекламе не нужно забывать, что это работа и прихода вдохновения клиент ждать не будет. Если понять все эти механизмы написания и креатива, то вдохновения и не нужно. Но если оно вдруг появляется, оно может стать отличным импульсом для появления классной идеи.
Давайте поговорим о короткометражках в Узбекистане.
В продакшене чаще всего трудятся рекламщики. И так как специфика работы снятия корометражек и рекламы — разная, рекламщикам сложно влиться в процесс и адаптироваться. Они просто не еще готовы работать с такими объемами. Например, за 12-часовую съемочную смену в рекламе снимается от 5 до 10 кадров, а в короткометражке за это же время — 35 до 50 кадров. И из-за этого приходится сталкиваться с определенными трудностями, в основном они связаны с графиком съемок, дедлайнами и всем остальным.
Чтобы решить этот вопрос, пытаюсь в первую очередь подумать о том, как улучшить процесс: как бы я поступил в данной ситуации на месте того человека, который со мной работает, и предлагаю решение.
Над каким проектом вы работаете на данный момент?
Из текущих проектов хотел бы отметить короткометражки, основанные на реальных историях, которые мы сняли для Payme. Нам достались аж две истории абсолютно противоположных жанров. Одна — это классическая драма (фильм Hisob), а вторая — романтическая комедия (фильм Nafas).
Я взялся за проект, потому что это большая возможность сделать то, что хочется. Обычно в рекламе мы работаем по четкому брифу. А тут — полная свобода для творчества. Допустим, я давно хотел сделать подводную съемку. И в фильме Nafas («Дыхание») нам это удалось.
По сюжету у девушки происходит приступ астмы, которая вызвана аллергией на цветы. И мы решили, что будет круто показать, что испытывает человек во время приступа астмы.
Для меня участие в этом проекте — это не только площадка, чтобы реализовать идеи, но и своего рода марафон, когда в итоге получается не 30-секундное видео, а фильм на 8 минут, а это совсем другой объем и совсем другая галочка и другие достижения.
Мне очень понравилось работать над этими фильмами, это отличный старт, чтобы начать в принципе снимать короткометражки. К тому же — это плюс в мою режиссерскую фильмографию.
Сложно ли делать короткометражки, основанные на реальных событиях?
На самом деле это не сложно. Если это произошло в жизни, значит последовательность событий уже логична и можно исходить конкретно из нее. Возможно, так даже проще, потому что вы видите, как поступают люди в определенных ситуациях, а если недостаточно информации, можете погрузиться во всё это и узнать, почему они так поступили, понять мотив и на основе этого выстроить свою историю.
Кстати, когда вы видите фразу «Основано на реальных событиях», это означает, что есть какой-то основной концепт — оригинальная история, а всё, что вокруг него — художественный замысел.
Как проходили съемки? Есть ли у вас свои режиссерские фишки?
Я думаю, меня «полюбили» продюсеры проекта за спонтанность. В процессе съемок много чего менялось, например, я мог за пару часов до съемок запросить актера второго плана или прямо на месте попросить найти «Жигули-шестерку», что могло доставить хлопот съемочной группе.
В рекламных съемках я не могу позволить себе отклонения от плана и там все ровно проходит, короткометражки же позволяют такую маневренность. На опыте знаю, что импровизация в итоге получается лучше чем заготовка. А если сделать всё по плану, игнорируя интуицию, тогда может получиться как-то «пластмассово».
Например, у нас был такой момент, что буквально за пару дней до съемок я попросил, чтобы маршрутку переделали в самолет. И эту задачу ребята выполнили, сделав бутафорский иллюминатор. Картинка получилась то, что надо. Я сам человек хаотичный, часто где-то что-то забываю, но в творчестве чаще всего такая особенность не мешает.
Если говорить в целом про креатив и производство короткометражек, есть ли какие-то тренды в этой сфере?
Касаемо Узбекистана сложно что-то сказать, потому что у нас очень мало короткометражек в целом. А если мы говорим про СНГ, то могу отметить такой тренд, как производство web-сериалов, и они очень «клиповые»: это всегда музыкальное сопровождение, быстрая смена кадров и недолгая продолжительность одной серии — в среднем 10−15 минут. Этот тренд навеян эпохой соцсетей, когда человек привык потреблять информацию маленькими объемами и в основном интернете, где нужно бороться за внимание и кадры делать по возможности динамичными.
Вы вкладываете смысл короткометражки в свои короткометражки или оставляете на выбор зрителю?
Есть авторские работы с открытой концовкой — понимайте как хотите. Я стремлюсь к тому, чтобы все всё поняли. И там, где не понятно, переснимаем заново. Поэтому я мало чего оставляю додумывать зрителям. Наверное это рекламная деформация.
На правах рекламы.