Администрация президента подготовила и опубликовала для общественного обсуждения проект стратегии «Узбекистан-2030».
Документ обозначает основные цели и задачи в построении «Нового Узбекистана» на ближайшие 7 лет. Из 100 перечисленных в документе целей 17 напрямую касаются экономического развития страны.
Полная версия проекта доступна на портале СОВАЗ или на специализированном сайте 2030.strategy.uz.
Макроэкономика
- К 2030 году планируется увеличить объём валового внутреннего продукта вдвое — до $160 млрд. Подушевой ВВП должен вырасти до $4000, что позволит Узбекистану войти в число стран с доходами выше среднего.
- Для этого обозначен целевой уровень среднегодового прироста ВВП — 6−7%. При этом годовая инфляция не должна превышать 5−6%.
- Дефицит консолидированного бюджета в 2024 году предполагается снизить до 3%, а в дальнейшем — до 2% ВВП. Для этого будут пересмотрены и упорядочены льготы с субсидиями, повышена собираемость налогов.
- Будет принята среднесрочная стратегия управления госдолгом с целью его удержания в пределах 50% ВВП. Также планируется внедрить систему управления обязательствами в рамках ГЧП и инвестпроектов для снижения их нагрузки на бюджет.
Инвестиции
- В экономику предполагается привлечь $250 млрд новых вложений, в том числе $110 млрд из-за рубежа и ещё $40 млрд — по программам ГЧП. Для каждого района введут рейтинг с целью повышения его инвестиционной привлекательности.
- Запланированы свыше 500 стратегических технологических и инфраструктурных проектов на $150 млрд. Среднему бизнесу, участвующему в реализации крупных проектов, предоставят $5 млрд кредитов.
- Объём рынка ценных бумаг должен достичь $10 млрд. Будет расширена программа «народных IPO», а также созданы условия для участия иностранных держателей в его работе.
Демонополизация
- Планируется отменить 17 видов госмонополий. Например, частному сектору передадут железнодорожные перевозки, автодорожную, газовую и электроэнергетические сферы. Увеличится число разрешений на разработку месторождений стратегических ресурсов.
- К сферам естественных монополий (ирригация, переработка отходов, отопление) привлекут бизнес через ГЧП. Полностью в ведении государства останется только магистральная энергетическая и транспортная инфраструктура, а также сферы госуправления и безопасности.
- Долю негосударственного сектора в экономике поручено довести до 85%. Число предприятий с госдолей уменьшат в 6 раз.
- Государство обеспечит предпринимателям защиту от незаконного вмешательства и нарушений прав на собственность. Будут обеспечены условия для вывода бизнеса из тени.
- Сохранятся на нынешнем уровне ставки налогов на прибыль, имущество и с оборота. Налоговая система будет полностью цифровизирована.
Промышленность и инновации
- На базе местного сырья ставятся цели по развитию высокотехнологичной индустриальной базы. Долю технологичной продукции доведут до 32% от общего объёма.
- Выработку золота увеличат в 1,5 раза, серебра и урана — втрое, меди — в 3,5 раза. Также будет организована добыча железной руды на местных месторождениях Тебинбулак и Галлаорол.
- В Байсунском районе будет запущен газоперерабатывающий комплекс на 2 млрд кубометров. Планируется создание пяти химико-полимерных кластеров.
- Автопром станет более конкурентным. Выпуск автомобилей нарастят до 1 млн единиц в год, электромобилей — до 300 тысяч.
- Переработка меди вырастет до 300 тыс. тонн, что позволит увеличить местный выпуск электротехнической продукции. На производство бытовой техники привлекут $1,5 млрд инвестиций.
- Будет налажена программа «промышленной ипотеки» с передачей бизнесу готовых зданий и помещений.
- В каждом районе планируется создать минимум две высокотехнологичные промзоны. Добавленная стоимость от индустрии должна достичь $45 млрд и обеспечить 2,5 млн высокодоходных рабочих мест.
- Переработку хлопкового волокна доведут до 100%. Кроме того, для выпуска качественных тканей будет налажено производство до 400 тыс. тонн синтетического волокна.
- В кожевенно-обувную отрасль привлекут свыше 30 крупных иностранных брендов, чтобы увеличить её добавленную стоимость впятеро.
Энергетика и ВИЭ
- Производство электроэнергии будет увеличено до 118 млрд кВт*ч в год. Планируется сократить потери энергии и вдвое увеличить энергоэффективность экономики, в том числе за счёт норм энергосбережения.
- Добычу природного газа нарастят до 62 млрд куб. м. ежегодно. К геологоразведочным работам по поиску запасов углеводородов привлекут иностранных инвесторов.
- Будет модернизирована инфраструктура добычи газа, электрогенерации и поставки энергии потребителям. В отрасль после либерализации пригласят частный бизнес.
- Общая мощность возобновляемых источников энергии к 2030 году должна достичь 25 ГВт или 40% суммарной генерации. Для этого планируется построить солнечные электростанции на 9 ГВт, ветряные — на 5 ГВт, гидроэлектростанции — на 1,9 ГВт.
- Энергетические мощности, работающие от ископаемого топлива, также сделают более экологичными. Планируется модернизация трёх крупных ТЭС для экономии газа.
- Будет налажена работа рынка «зеленых сертификатов» и системы «экологической маркировки». Также планируется организовать мониторинг повторного захвата парниковых газов, чтобы сократить их выброс на единицу ВВП на 40% к уровню 2010 года.
Сельское хозяйство
- В аграрную сферу будет привлечено $15 млрд инвестиций. Объём сельскохозяйственного экспорта вырастет до $10 млрд, а средний доход с 1 га — $5000 (сейчас $3000).
- Переработку сельхозпродукции увеличат до уровня свыше 25%. По Узбекистану построят 100 агрологистических центров ёмкостью 2,5 млн тонн.
- Фермерам предоставят 300 тыс. га интенсивных садов и виноградников с водосберегающими технологиями, а также льготные кредиты под 10%. Ещё 105 тыс. га выделят под плантации тутовника для развития шелководства.
- Урожайность хлопка доведут до 45−50 центнеров с гектара, зерна — до 80−85 центнеров.
- Выделение аграрных субсидий будет проводиться через единую платформу. При получении кредитов разрешат использовать право аренды земли как залог, также будет создан специальный страховой сельскохозяйственный фонд на $100 млн.
Транспорт
- Объём пассажирских и грузовых перевозок увеличится втрое, только транзит грузов через Узбекистан нарастят до 16 млн тонн. Будут налажены поставки по коридорам Кашгар (Китай) — Андижан и Пешавар (Пакистан) — Галаба.
- Будет построено и отремонтировано 56 тыс. км автодорог, включая 5500 км дорог от райцентров в сёла. Продолжится работа по проекту платных трасс Ташкент — Андижан и Ташкент — Самарканд.
- Электрификацию железных дорог доведут до 65%. Между Ташкентом и Самаркандом, Навои и Бухарой проложат новые скоростные магистрали, чтобы увеличить перевозки в 2,5 раза.
- Число авиарейсов вырастет в 4 раза, в первую очередь за счёт внутренних перевозок. Количество частных авиакомпаний дойдёт до 10 (сейчас — 8), а общий авиапарк — до 100 самолётов.
- Шесть крупных аэропортов пройдут модернизацию. Местные воздушные гавани с низкой эффективностью передадут в доверительное управление по ГЧП.
Туризм
- Число иностранных туристов планируется довести до 15 млн, внутренних — до 25 млн в год. Это позволит обеспечить $5 млрд выручки от экспорта туристических услуг, в том числе $1,5 млрд от медицинского и образовательного туризма.
- По Узбекистану создадут 30 крупных туристических кластеров и 175 турмахаллей. Число гостиниц и гостевых домов увеличат вдвое.
- Планируется учредить новые компании по организации междугородных автобусных рейсов. Кроме того, на дорогах будут созданы пункты торговли, питания и услуг, а также электрозаправки.
- Во всех аэропортах будет внедрена система Tax Free для возврата НДС туристам за купленные в Узбекистане товары.
Банковско-финансовая сфера
- Объём кредитования планируется нарастить до $40 млрд в год, при этом ставки по ним снизят до 10−12% годовых. Займы на выращивание сельхозпродукции можно будет выплачивать на сезонной основе.
- Число банков с госдолей планируется снизить до 3−4. На рынок Узбекистана пригласят минимум 4 зарубежных кредитных организации.
- В банки будут привлекать руководителей с иностранным опытом — они должны будут составлять минимум 50% независимых членов набсоветов.
- Планируется внедрить признанные на международном уровне минимальные стандарты для банковской сферы. За счёт либерализации движения капитала на финансовый рынок привлекут иностранный капитал.
Цифровые технологии и IT
- Все населённые пункты обеспечат высокоскоростным интернет-соединением, международные автотрассы — мобильным интернетом. В Ташкенте и региональных центрах запустят сети 5G. Международный канал будет расширен до 5000 Гбит/с.
- Будет налажена цепочка «школа — вуз — IT-фирма». В рамках One Million Uzbek Coders ежегодно по программам международного уровня будут готовить 15 тыс. специалистов.
- Объём экспорта программных продуктов и IT-услуг достигнет $5 млрд. Число резидентов IT Park увеличат до 7500, а их долю в ВВП — до 2,2%. Также к 2030 году планируется вывести на рынок первого «единорога» — стартап с $1 млрд капитализации.
- В рамках программы «Цифровое правительство» запустят 300 проектов. В рейтинге электронного правительства ООН ставится цель в топ-30.
Экспорт
- Годовой объём экспорта планируется довести до $45 млрд, из которых минимум 60% должно приходиться на частный сектор. Также более чем трёхкратно будет увеличена доля готовой и частично готовой экспортной продукции.
- Для местных брендов, поставляющих продукцию за рубеж, предоставят полную поддержку. Число экспортёров будет увеличено с 6,5 тыс. до 15 тыс. Кроме того, предполагается десятикратно нарастить число компаний, внедривших международные стандарты.
- На оборотный капитал для экспортёров, открытие торговых домов, участие в выставках выделят $2 млрд.
- Совместно с 50 известными мировыми брендами будут созданы специальные экспортные зоны.
Ранее Spot писал, что президент поручил каждому району Ферганской области привлечь $100 млн инвестиций.