Spot продолжает серию материалов про рабочие пространства компаний, которые создают максимально комфортные условия для работников. Разбираемся, зачем руководству вкладываться в это, какие «плюшки» есть у сотрудников и почему необходимо укреплять корпоративную культуру.
Мы уже писали про офисы и корпоративную культуру в Humans, TBC, CLICK.
На этот раз обзор посвящен Express24. Это продуктовая IТ-компания, занимающаяся доставкой еды и продуктов из более 1000 заведений общепита и 150 магазинов. Среднее время доставки составляет 38 минут. И если раньше все заказы доставлялись на автомобилях, то сейчас доля пеших и вело доставок составляет 20% от общего объема.
Сервис работает в шести городах: Ташкент, Самарканд, Бухара, Андижан, Фергана, Коканд. Количество сотрудников — более 170 человек.
Как устроен офис компании, во сколько обошлось его обустройство, каким принципам следуют в построении корпоративной культуры и как относятся к переманиванию сотрудников в интервью Spot рассказали основатель Express24 Акмаль Пайзиев, HR-директор Александр Подойницын и операционный директор Алексей Шитов.
О переезде в новый офис
Когда мы начинали работу над Express24, в команде было 15 человек. Потом штат начал расширяться, а места для всех сотрудников в офисе не хватало. Поэтому приходилось брать дополнительные помещения. В результате, сотрудники сидели в трех разных зданиях. Это было неудобно, поэтому мы сделали единый офис в новом помещении, куда четыре месяца назад переехали почти все сотрудники. Сейчас только логистика находится отдельно, так как для них нужны особые условия.
Офис расположен в Яккасарайском районе, на его обустройство ушло более $100 тыс.
Район выбирали так, чтобы сюда было удобно доехать на любом транспорте.
Мы занимаем три верхних этажа здания: на 4−5 этажах расположен отдел разработок и маркетинг, на 3-м — HR, отделы по поддержке клиентов, по работе с базарами и магазинами.
Офис представлен в спокойных теплых тонах с яркими сочными акцентами брендового желтого цвета в виде акцентной стены, кресел, стульев
Преимущественно сотрудники работают в опенспейс. Если нужно уединиться, поработать в тишине, то есть Phone boxes — маленькие кабинки с шумоизоляцией.
Поработать можно и сидя в креслах, либо расположившись на бин-бэгах.
Мы стараемся заботиться о здоровье сотрудников, поэтому недавно купили для разработчиков супер-стулья с функцией поддержки спины.
Для командной работы имеются просторные митинг-румы, а у начальников — собственные кабинеты.
В офисе также есть комната отдыха, в которой можно, например, вздремнуть или помедитировать. Так как 80% сотрудников — мусульмане, для них сделали комнату для намаза.
Все сотрудники имеют доступ на веранду, где можно покачаться на качелях, размять спину на турнике, подышать воздухом и отдохнуть от рабочей суеты.
У разработчиков есть настольные игры и x-box. Периодически сотрудники играют в мафию, устраивают внутренние турниры по UFC. На каждом этаже сделали мини-библиотеки с полезными книгами.
На каждом этаже оборудованы кухни с кофепоинтом. Там же есть корзины с фруктами и снеками, которые пополняются ежедневно.
Планируем устраивать в офисе дегустации блюд при подключении новых партнеров. А также хотим сделать доставку еды в Express24 бесплатной для наших сотрудников.
А ребятам из контактного центра предоставляем бесплатные обеды: бизнес-ланч, состоящий из основного блюда, горячего, салата и напитка.
О корпоративной культуре и ценностях
Наша основная цель — создать такой продукт, которым мы и сами бы пользовались с удовольствием. Нас вдохновляет, когда люди пользуются тем, что мы создаем.
Мы также объединяем потребителей, рестораны, магазины, курьеров. И каждому сегменту клиентов стремимся доставить пользу — заказчикам доставляем еду или продукты, компаниям-партнерам (кафе, магазины) помогаем увеличивать выручку, а курьерам — зарабатывать.
При этом нам важно доверие: со всеми клиентами соблюдаем договоренности.
Внутри коллектива поддерживаем атмосферу толерантности — у нас работают люди из разных стран и культур, и все друг друга уважают.
Также стремимся к гендерному равенству: в компании трудятся 40% женщин и 60% мужчин. Но мужчин-разработчиков все же больше, а в отделе маркетинга, наоборот, преимущественно женщины.
Еще одна из наших основных ценностей — клиентоориентированность. Все понимают это определение по-разному. Для нас это значит предвосхищать ожидания клиентов, то есть не просто давать то, что уже есть на рынке, а предлагать то, чего, возможно, еще нет.
Про условия работы
У нас нет четко прописанных часов работы. Например, коммерческий отдел приходит к 11 утра, разработчики — немного раньше.
Люди могут работать из разных локаций, поэтому большинство наших встреч проходит онлайн.
Тем не менее мы не сторонники полностью удаленной работы, потому что руководителю нужно понимать, как идет работа, кто и по каким причинам отсутствует.
Руководящий состав на связи 24/7, периодически мы просим сотрудников помочь, когда это требуется. У нас еще специфика такая, что людям хочется кушать всегда, поэтому работа не прекращается.
Самое важное в работе — четкое выполнение целей. Поэтому используем OKR (Objectives and Key Results «цели и ключевые результаты») — методика постановки, синхронизации и мониторинга целей и ключевых результатов на уровне организации. Она позволяет повысить мотивацию сотрудников, ускорить работу и сохранять фокус на приоритетных целях.
Главным отличием OKR от KPI является то, что первый больше про результативность, а второй — эффективность.
В целом у компании поставлены четыре стратегические цели. В соответствии с ними четко прописаны метрики (Key Results) для каждого отдела. Выполнение каждой метрики вносит общий вклад в реализацию глобальной цели компании и повышает вовлеченность. Это позволяет работать в команде сплоченно и повышать культуру взаимодействия.
Поддержка развития и карьерный рост
В компании есть система беспроцентных займов на образование для сотрудников-студентов.
Продолжает пополняться библиотека компании, которая пользуется большим спросом: 80% книг всегда на руках. Литература самая разнообразная: от языков программирования до маркетинга и психологии.
Если мы понимаем, что сотруднику необходимо пройти какое-то обучение, мы совместно с HR составляем индивидуальную программу и находим подходящие курсы.
У нас есть кейс, когда сотрудник колл-центра вырос до тестировщика. Очень много историй, когда студенты начинали подрабатывать в колл-центре, параллельно обучаясь в университете на разработчика, и по окончанию вуза переходили в отдел разработки. Большая часть менеджеров выросли с позиции разработчиков.
Похожие примеры есть и в бэк-офисе. Одна сотрудница начинала с того, что писала тексты для сайта, потом начала взаимодействие с клиентами, после стала заместителем руководителя, а сейчас сама является руководителем.
В целом путь от рядового сотрудника до руководящей должности составляет два года. Все зависит от компетенций и мотивации человека.
При этом за последний год мы наняли 10 экспатов, так как не могли найти подходящих сотрудников на местном рынке труда: аналитиков, операционного директора, продакт-менеджера, HR-директора. Они работают всего год, но уже видны результаты. У них больше экспертизы, бизнес-дисциплина и сравнительно высокая эффективность, чего часто не хватает местным специалистам. Всего экспаты составляют порядка 10% от общего количества сотрудников.
Раз в полгода мы проводим измерение показателя ENPS (Employee Net Promoter Score). По последним данным, этот индекс демонстрирует, что сотрудники удовлетворены работой в компании.
Показатель текучести кадров ниже, чем в среднем по рынку. Можно сказать, люди хотят работать и продолжать развиваться внутри нашей компании.
С приходом «Яндекса» и Uzum конкуренция на рынке повысилась. Участились случаи переманивания сотрудников.
Большинство сотрудников Express24 работают в компании, чтобы достичь каких-то целей, создать нечто уникальное. У нас есть все возможности, чтобы себя проявить. Люди приходят за интересными задачами и поэтому они быстро растут. В этой связи, не всем и не всегда интересно уходить к конкурентам даже за более высокий уровень зарплаты.