Рынок электронной коммерции в Узбекистане очень молод и пока фокусируется на Ташкенте, заявил в интервью ПЛАС партнёр исследовательской компании Data Insight Фёдор Вирин.
Пока развитием этой сферы занимаются всего несколько компаний. При этом местный рынок отличается большим размером (35 млн человек, прирост 2% в год) и активным подъёмом экономики.
Выход из изоляции
За годы правления первого президента Ислама Каримова республика развивала свои системы онлайн-платежей и сервисов. Однако до недавнего времени местный рынок интернет-торговли сводился к «паре сотен» сайтов-витрин, в основном без логистики.
Массовое проникновение интернета среди населения началось только в середине 2010-х. Сейчас 80% узбекистанцев пользуются интернетом только с мобильных устройств, тогда как доля настольных компьютеров остаётся низкой.
«Всё, что происходит в Узбекистане — происходит на экране мобильного телефона. Наша привычка к десктопам „ломает“ представление о том, как надо делать электронную коммерцию в Узбекистане», — заметил Вирин.
Кроме того, в стране удерживают свои позиции базары — на них приходится минимум 50% местной розничной торговли. Лишь 15% её объёма приходится на сетевых ритейлеров, что объясняет отсутствие до недавнего времени влиятельных на рынке онлайн-торговли игроков.
Финтех и доставка
Ситуация в e-commerce значительно изменилась в начале 2020-х годов с приходом таких игроков, как Zoodpay, Humans и Uzum. Если в 2021 году весь сегмент онлайн-торговли оценивался в $150 млн, то сейчас оборот только Uzum превышает $100 млн.
Все три компании вкладывают средства в развитие инфраструктуры для продавцов, логистики, товарной матрицы и других компонентов. Именно они, по словам Вирина, «определяют будущий ландшафт интернет-торговли Узбекистана».
Эксперт выделил местную финтех-сферу как «фантастически сильную». У большинства населения имеются банковские карты Humo или Uzcard, также оно активно пользуется мобильными сервисами для p2p-платежей и расчётов по QR-кодам.
Также в Узбекистане благодаря высокой степени доверия распространены расчёты без предоплаты. Это создаёт возможности для особых форм торговли, указал Вирин — например, продавцы могут отправить заказ покупателю на такси.
Кроме того, Вирин отметил активный рост доставки еды и продуктов питания, связав его с привычкой узбекистанцев питаться вне дома и низкими ценами. Именно эти сервисы вместе с Uzum формируют динамику роста рынка электронной коммерции.
Что дальше
Нынешний сегмент e-commerce в Узбекистане развивается с нуля и заметно отличается от Казахстана, в том числе сложной историей потребления. Он занимает лишь доли процента в ритейле и достигнет значительного показателя лишь через несколько дней, считает Вирин.
«[Потребительское поведение] никуда пока не движется», — заметил эксперт и добавил, что рынок ещё «не добежал» в регионы за пределами столицы.
К основным проблемам в диджитализации он отнёс нехватку компаний разработчиков и культуру разработки. Также развитие сферы тормозит дефицит данных и проблемы в состыковке местного и международного законодательства о персональных данных.
Главный вызов для сферы, по словам эксперта, — «приучение потребителей к интернет-торговле». Перевод из офлайн-сегмента ритейла в онлайн-сферу Вирин считает наиболее важной задачей.
Также отмечалась важность логистики, «с которой в Узбекистане всё очень плохо». Наконец, маркетплейсам нужно расширять товарную матрицу до 5−6 млн наименований, чтобы создать впечатление магазина, где «всё можно купить».
Ранее Spot писал, что спрос на продукцию из Узбекистана на Wildberries вырос почти в 1,6 раз.