По итогам 2022 года государственный долг Узбекистана прибавил почти $3 млрд. Об этом сообщается в докладе Минэконфина.
Согласно документу, на 1 января 2023 года госдолг составил $29,2 млрд, увеличившись на $2,9 млрд по сравнению с 2021 годом. Большая часть прироста пришлась на государственный внешний долг, прибавивший $2,3 млрд, а остальные $0,6 млрд — на внутренний.
Государственный внешний долг равняется $25,9 млрд, из которых почти $20 млрд привлечены от имени правительства Узбекистана, а чуть больше $6 млрд — под государственную гарантию. В свою очередь, внутренний долг в объеме $3,3 млрд на две-три состоит из обязательств, гарантированных государством или погашаемых из бюджета, а другая треть — привлеченных от имени правительства.
Соотношение государственного долга к ВВП за год сократилось с 38 до 36,4%. В результате, госдолг находится на достаточно безопасном уровне — ниже 60% ВВП.
Это стало возможным благодаря резкому росту ВВП в долларовом выражении на $11,1 млрд, обеспеченного стабильностью обменного курса в 2022 году.
В прошедшем году Узбекистан подписал 23 внешних кредитных соглашений на $4,49 млрд. Большую часть средств предоставили международные финансовые организации — Всемирный банк, ЕБРР, АБР, АБИИ, Французское агентство развития. За счет долгосрочных льготных кредитов финансируются проекты в области энергетики, чистой питьевой воды и санитарии, а также развития автомобильных и железных дорог.
Согласно закону о государственном бюджете на 2022 год, правительство могло привлечь до $4,5 млрд внешнего финансирования, включая $2,5 млрд на покрытие бюджетного дефицита.
Всего на 81 электронном аукционе были размещены государственные облигации на сумму 13,6 трлн сумов.
При этом, чистый объем государственных ценных бумаг, выпущенных для финансирования бюджета, составил 12 трлн сумов.
В 2023 году лимит на привлечение внешнего долга также установлен на уровне $4,5 млрд, а чистый объем гособлигаций на поддержку бюджета — 17 трлн сумов.
Кроме того, с 2021 года прекратилась выдача госгарантий по внутренним обязательствам, а государственные предприятия были вынуждены привлекать финансирование путем выхода на международные финансовые рынки. Так, в 2019—2021 годах «Узпромстройбанк», НБУ, «Ипотека-банк», Uzauto Motors и «Узбекнефтегаз» путем выпуска евробондов на международных рынках капитала привлекли около $2 млрд.
Для диверсификации долгового портфеля и уменьшения валютного риска правительство стало выпускать гособлигации в национальной валюте, что должно привести к снижению долга, номинированного в валюте. Например, в 2020—2021 годах Узбекистан разместил еврооблигации на 4,5 трлн сумов на Лондонской фондовой бирже. В среднесрочной перспективе планируется увеличить долю местной валюты в суверенных еврооблигациях.
«Из-за влияния геополитической ситуации на международный финансовый рынок в 2022 году суверенные международные облигации [Узбекистана] выпущены не были», — говорится в отчете МЭФ.
Также отмечается развитие внутреннего долгового рынка: в 2018 году объем размещенных гособлигаций составлял 597 млрд сумов, а в 2022 году вырос до 13,6 трлн сумов. Срок погашения обязательств был продлен до 10 лет.
К тому же, в прошлом году правительство разместило облигации, привязанные к инфляции, на сумму 111 млрд сумов. Ожидается, что они станут ориентиром для государственных ценных бумаг, привязанных к уровню инфляции.
Ранее Spot писал, что МЭФ раскрыло источники покрытия дефицита бюджета в 2022 году.