Платёжные организации с 5 сентября приостановили проведение трансграничных переводов и платежей.
Письмо с соответствующим требованием Центральный банк направил в финтех-компании в конце прошлой недели. Такое решение регулятора «потрясли сообщество». Как отметили эксперты, с которыми пообщался Spot, запрет приводит к тому, что «рынок откатывается назад, во времена, когда нельзя было совершать покупки онлайн, оплачивать зарубежные сервисы, как Netflix, Google, Facebook или игры».
Spot поговорил с экспертама и игроками рынка чтобы узнать, как новые меры повлияют на их работу и индустрию финтеха.
Что произошло
31 августа Центральный банк сообщил о применении штрафных санкций к ООО Brio Group (владелец товарного знака OSON) за «нарушение законодательства о борьбе с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма».
Позже в этот же день в компании, комментируя ситуацию, рассказали Spot о том, что регулятор выслал более 50 платежным организациям письмо с требованием прекратить с 5 сентября все трансграничные операции. Финтех-компаниям было предписано прекратить использование E-pos терминалы иностранных банков и заключить с ними договор об эквайринге.
Сам Центробанк официально не сообщал о своем решении.
Вечером 4 сентября платежные организации начали объявлять о приостановке трансграничных операций. В Pay Way предупредили пользователей, что в приложении «временно будут отключены переводы по всем международным направлением, в том числе из России и в Россию».
OSON также предупредил о приостановке международных переводов и платежей за зарубежные сервисы. В компании обещали восстановить работу «в ближайшее время».
Похожие сервисы перестали работать и в других финтех-организациях. Например, в Payme не доступна оплата за зарубежные сервисы, как например игры, по причине проведения «технических работ».
На момент публикации эти сервисы не были доступны и в банках.
Что это значит для пользователей
Ограничения коснутся двух основных направлений:
- международные денежные переводы в платежных сервисах;
- оплата зарубежных сервисов и игр, например PUBG, Netflix и др.
Введение запрета означает, что некоторых сервисов пользователи лишатся полностью, другие станут дороже и неудобнее. Например, переводить деньги из России или других стран будет возможно через банки, которые сотрудничают с международными системами денежных переводов, например, Western Union или «Золотая Корона». Но тарифы в них выше, и некоторые компании перестали работать в России (где находится большинство трудовых мигрантов Узбекистана) в связи с вводом санкций.
По мнению экспертов отрасли, банки не смогут покрыть все потребности потребителей в услугах, которые платежные организации отключили в связи с решением ЦБ:
«Место платежных организаций могли бы занять банки. Но невозможно не учитывать, что для восстановления контрактов и подключений к международным сервисам типа PUBG или Tenсent, может занять 2−3 месяца. Доверие этих сервисов к узбекистанскому рынку будут подорвано. Кроме того, для банков данный тип операций является высокозатратным и с минимальной маржой. То есть с инфраструктурой банка заниматься таким видом деятельности крайне не выгодно, приблизительно как копать картошку на огороде экскаватором», — отмечает представитель сферы, пожелавший остаться неназванным.
Эксперты также считают, что некоторые потребители будут вынуждены уйти в тень при пользовании зарубежными сервисами, потому что платить по новой схеме будет «дороже, менее удобно и с перебоями».
По разным оценкам участников отрасли, регулярно отключенными в платежных организациях сервисами пользовались от 5 до 10 млн жителей страны.
Что говорят игроки рынка
«Для всей отрасли за эти три дня произошли колоссальные показательные изменения, мы увидели что финтех еще очень маленький, незрелый и беззащитный со всех сторон. Помимо восстановления потерь перед нами стоит огромная гора задач, все что мы строили семь лет сейчас неактуально, все будем переделывать заново. Пока мы с коллегами составляли коллективное обращение Президенту, Центральному банку и бизнес-омбудсмену, сошлись во мнениях, что в финтехе еще очень много нерешенных вопросов», — говорит генеральный директор Brio Group Фарход Махмудов.
По мнению экспертов, трансграничные платежи стали катализатором развития финтех-рынка. Их блокировка замедлит темп развития отрасли.
В OSON сообщили, что потеряют больше 80% сервисов из-за новых требований регулятора. В другой платежной организации, представители которой пожелали остаться анонимными, на трансграничные сервисы приходилось порядка 40% выручки.
«Около половины платежных организаций не смогут адаптироваться, покрыть расходы и будут закрыты. По первым оценкам, можно говорить что около тысячи сотрудников останутся без работы», — считают эксперты этой компании.
Больше личных потерь компании заботят репутационные риски:
«Мы подводим не только пользователей, но и наших зарубежных партнеров из 14 стран, среди которых крупные международные корпорации и большие зарубежные банки. Нам придется объяснять мировым корпорациям, почему в Узбекистане без объяснения причин блокируется ряд международных сервисов в приложениях финтех-компаний», — считает глава OSON.
По мнению директора Pay Way Бунёда Саттарова, для финтех-индустрии эта ситуация — тревожный сигнал о том, что активы и прямые бизнес-обязательства перед зарубежными партнерами, инвесторами оказываются под угрозой спонтанных решений регулятора.
«Большой финтех никогда не был угрозой для денежных операций, однако, он действительно требует обширного менеджмента и стратегического волевого решения развивать технологии. Система работы с банками большой экзамен для отрасли, технически и документально это сложный процесс. Надеемся на взаимное сотрудничество в этом вопросе и верим, что в конечном счете все эти изменения не остановят развитие рынка», — отметил Махмудов.
Позиция регулятора
О том, что платежные организации получили письмо от Центрального банка с требованием прекратить трансграничные платежи, Spot опубликовал вечером 31 августа.
Накануне, 4 сентябре, банки начали публиковать практически одинаковые сообщения, смысл которых сводится к тому, что платежные организации в силу отсутствия «технологических и кадровых ресурсов» не могут обеспечить безопасность операций, а также соблюдать требования «законодательства о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности, финансированию терроризма». Это приводит к недоверию зарубежных сервисов «к банковско-финансовой системе Узбекистана в целом».
Центральный банк прокомментировал ситуацию лишь во вторник, 5 сентября.
В сообщении поясняется, что платежная организация — это организация, которая оказывает платежные услуги и не является банком.
Кроме того, регулятор отметил, что «доставка платежными организациями платежей клиентов получателю за границу, обмен полученных средств на другие валюты, а также участие в операциях в качестве трансграничной и межгосударственной транзитной организации, не соответствуют законодательству».
В Центробанке также подчеркнули, что в Узбекистане нет ограничений на международные платежные услуги, трансграничные денежные переводы и платежи в международные онлайн-сервисы, «их можно осуществлять через платформы коммерческих банков».