Лаборатория печати Stochastica открылась три года назад. За этот период она выросла с офиса полиграфии в квартире до партнёра и организатора выставок, занимающегося не только печатью, но и художественной репродукцией работ известных деятелей искусства.
Услуги, оказываемые лабораторией, — не просто распечатка, а создание профессиональных, долговечных экземпляров работ с использованием эксклюзивных бумаг и красок, которые соответствуют мировым стандартам полиграфии.
О сотрудничестве с Музеем искусств имени Савицкого и известными фотографами и художниками, о специфике работы в сфере художественной полиграфии и о том, во сколько обходится бизнес во имя искусства, Spot поговорил с основателем Stochastica Шарафом Шариповым.
Интерес к искусству и создание проекта
Все детство я рисовал, поэтому образование мое было предрешено. Я окончил Республиканское художественное училище имени Бенькова по специальности дизайн. Высшее образование получил в педагогическом институте — отучился на учителя рисования и черчения, но по этой специальности не работал. Уже более 20 лет занимаюсь полиграфией.
Проект Stochastica образовался, можно сказать, спонтанно: появились накопления, которые я решил потратить на покупку принтера, чтобы выполнять больше заказов. Тогда он стоил около $7−8 тыс. Это супермашина, сейчас кроме нее мы не используем другое оборудование для печати.
То есть конкретного бизнес-плана не было, просто помогло наличие денег. Потихоньку проект развивался. Творческие люди достаточно сложные, и цифры для нас значат не то, что для бизнесменов. Можно заработать больше денег, если делать обычную печать, не задумываясь о качестве, это несложно. В Stochastica все тяжелее, но дает массу удовольствия. Когда понимаешь, что связан с какой-то творческой богемой: основная масса известных фотографов, художников печатается у нас. Конечно, общение с ними гораздо приятнее, чем печатание визиток и буклетов.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Сейчас Stochastica уже три года. Название появилось от полиграфического термина, означающего хаотичное распыление точек при печати.
Сначала я приобрел принтер, потом появилось и множество других затрат. В общей сложности первоначальные инвестиции составили около $25 тыс. Все это были собственные средства, у меня нет партнеров в проекте.
Помещение, в котором все начиналось, было моей квартирой, которую я отремонтировал и оборудовал под студию. Год назад я продал квартиру и арендовал офис. Я не делал глубокий анализ рынка или прогнозы, я просто знал, что на рынке есть проблема с полиграфией и она нуждается в решении, поэтому и действовал.
Оборудование я закупил в Узбекистане. Поставщик уверял, что все необходимое можно и дальше закупать здесь, но по факту оказалось, что ни подходящей краски, ни бумаги на нашем рынке нет. С этим началась проблема. В результате до сих пор нам приходится все это привозить частными каналам. И обходится это очень дорого: заправка принтера стоит $5−6 тыс. При этом нельзя сказать точно, на какое время хватит краски. Если даже один из одиннадцати цветов закончится, машина встает. Так что за этим нужен постоянный контроль.
Услуги и специфика работы
Мы предоставляем услуги художественной печати, она называется жикле, это высококачественная печать фотографии на профессиональной бумаге. Также у нас есть услуги дизайна.
Мы используем только профессиональные материалы. В мире буквально около четырех-пяти производителей художественной бумаги в Германии, Франции и Америке. Есть стандарты бумаги, которая используется по всему миру для печати фотографий и предметов искусства. Она также считается архивной, то есть хранить ее можно в папке 100 лет, и она не выцветет и не пожелтеет. Соответственно, и цветопередача у такой бумаги гораздо лучше, чем у обычной, а сделана она из 100% хлопка. Мы делаем качественный, профессиональный подбор цвета для печати — цветопробу. Это очень трудоемкий процесс, которым мало кто занимается.
Фото: Илья Семендеев / Spot
В основном мы завозим бумагу из США около 10 раз в год. Рулон бумаги бывает от 12 до 25 метров и обходится примерно в $300−400. Самая дорогая бумага, она же самая ходовая, у нас на сегодняшний день стоит 690 тыс. сумов за метр, самая дешевая из профессиональных сортов — 390 тыс. сумов. Люди выбирают дорогую, потому что она лучшая, даже если я пытаюсь переубедить и настоять, что для их печати может подойти бумага и дешевле. Мы не спорим, как в полиграфии говорят: «Синий такой, какой сказал заказчик».
Бумагу мы также подбираем под нужды заказчиков: зависит от специфики и срока ее использования. Например, если это будет однодневная выставка, тратить на это большие средства смысла нет. Бывает, приходят заказчики и просят просто матовую бумагу, а у нас ее восемь видов и каждая со своими нюансами. Приходится показывать и объяснять.
Каждая бумага еще и имеет свою настройку — цветовой профиль, который мы скачиваем с официального сайта. То, какой будет цветопередача, во многом зависит от бумаги, и даже если немного ее изменить, цвет будет выглядеть по-другому. Всего мы предлагаем 20 видов бумаги.
Окупаемость и прибыль
В самом начале мне повезло получить несколько крупных заказов. Одним из них был заказ от Amirsoy на печать картин для шале на сумму более $5 тыс., который стал резким толчком. Благодаря им и другим крупным клиентам вложения окупились в течение полугода. Честно говоря, это было просто везение. В тот момент как раз открывалась галерея 139 Documentary Center, для которой мы также печатали работы. Благодаря этому через сарафанное радио о нас стали узнавать больше людей и начался поток заказчиков.
До сих пор сарафанное радио — основной источник наших клиентов. Ни Facebook, ни Instagram в нашем случае не работают так, как рекомендации людей. Тоже самое касается наружной рекламы: у нашего офиса нет вывесок. В целом, я изначально понимал, что для такого специфичного бизнеса наличие большого количества рекламы или офиса в центре города ничего не дадут.
Многие заказы — частные, поэтому небольшие. Но мы также сотрудничаем, например, с Ташкентским домом фотографий, галереей Bonum Factum
и т. д. , которые могут заказать печать для крупных выставок, на что сразу уходит большое количество краски и бумаги. А бывает так, что по три штуки печатаем в течение недели. То есть у нас нет постоянного трафика.
Точную прибыль я не посчитаю, потому что мы работаем в нескольких направлениях — занимаемся дизайном, оформляем выставки и так далее. В среднем она варьируется от 2 до 5 тыс. долларов в месяц, но это скорее валовая прибыль, чем чистая. Бывали и убыточные периоды из-за отсутствия крупных заказов, но, как правило, это компенсируется в последующем месяце.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Бизнес нестабильный, потому что он построен на художественной печати, а искусство — это не самое главное сейчас для людей, особенно в нашей стране. Помимо того, что мы занимаемся продажей и прочим, мы еще объясняем людям, что такое искусство, рассказываем о художниках. Для этого у нас есть очень большая база классической живописи.
Низкий интерес к искусству у населения, в первую очередь, связан с образованием. Например, а школе детям никто не объясняет, чем отличается импрессионизм от постмодернизма. Но бывают и заказчики, которые хорошо разбираются в искусстве: заказывают работы Уфимцева, Ротко, Модильяни. К таким людям испытываешь уважение, потому что понимать такую сложную живопись непросто. Напротив же, например, 5−7 лет назад мы предложили одному банку напечатать календари с использованием работ из Музея Савицкого, но оказалось, никто из присутствовавших на собрании не слышал о нем, хотя он считается вторым музеем русского авангарда в мире. Это сказывается недостаток в общем образовании.
Сотрудничество с музеем Савицкого и фотографами
Сейчас заметен растущий интерес к Музею искусств Каракалпакстана имени Савицкого, очень часто нас спрашивают о работах оттуда. Поэтому мы решили предложить сотрудничество Тиграну Мкртычеву, директору музея. Ушло около двух лет, прежде чем мы нашли точки соприкосновения. Спрос на работы из музея есть, но без разрешения мы не могли их печатать. Часто интересовались компании, в том числе, например, Фонд Zamin, по заказу которого мы в итоге напечатали около 30 работ для хосписов.
Раньше музей давал нам файлы для печати, а недавно мы сами в первый раз оцифровывали порядка 80 картин, которые были в Ташкенте. Мы предложили за свой счет оцифровать основную часть картин, так как у ас есть необходимое оборудование и специалисты. Это инвестиции, которые, может быть, никогда не окупятся. Но мы понимаем, что если это не сделаем мы, то вряд ли кто-то другой станет.
Есть у этого и коммерческая сторона, но из 300−400 работ может продаться 5−10. То есть для нас это больше потери, но как я говорю, творческие ребята о деньгах не думают. Конечно, за отпечатанные картины мы будем отчислять часть денег музею.
Во многих музеях по всему миру стоит оборудование для создания музейных репродукций, и они считаются очень ценными. Кроме того, музей обязан все время печатать это, чтобы хранить работы в архиве. Потому что если, например, живопись может храниться 50−100 лет, и она не потрется, то работы карандашом и акварелью быстро «умирают». В дальнейшем эти копии сравнивают с оригиналами для проведения реставраций.
Сейчас у нас около 100 оцифрованных картин из музея Савицкого. Мы также предложили напечатать за свой счет работы, хранящиеся в музее, и сделать выставки в публичных местах, чтобы популяризировать этот музей. Это, конечно, легче для зрителей, чем ехать в Нукус.
Что касается фотографов, большинство из них опять-таки узнают о нас через сарафанное радио. Кроме того, так как раньше я сам занимался фотоискусством, со многими фотографами знаком лично, и они обращаются ко мне за печатью. Мы делали проекты для Посольства Италии в Ташкенте, французского центра и так далее, но в основном наши клиенты — это местные фотографы.
Часто нам самим приходится инициировать проекты, например, печать работ художников на открытках. Так как арт-менеджмент в Узбекистане не развит, деятели искусства не знают, как продавать свои работы, поэтому мы многим предлагаем и помогаем.
Авторские открытки художника Вячеслава-Юры Усеинова. Фото: Илья Семендеев / Spot
Другие наши крупные коммерческие заказчики — банки, страховые компании, которым мы разрабатываем дизайн для рекламы и печатаем календари, открытки и так далее. Например, был проект для Aloqabank, где мы интегрировали картины узбекского художника Чингиза Ахмарова в рекламную кампанию банка.
Ближайший наш проект — создание туристических постеров об Узбекистане. Я предлагаю художникам нарисовать Ташкент и другие города в своей интерпретации. Сейчас уже готово примерно 15 постеров, в планах — собрать около ста.
Принципы работы и имидж
Мы всегда стараемся поддерживать качество. Часто просят сделать дешевле и хуже: «Наклейте самую дешевую бумагу на картон и пойдет». От таких проектов мы отказываемся, так как этот продукт быстро испортится, поломается, и пострадает наше имя. Мы не пытаемся человека как-то ограбить, продавая самое дорогое. Дело не в этом.
Если же я вижу, что бюджет не позволяет купить дорогие материалы, то мы стараемся искать какие-то альтернативные пути, чтобы, не экономя на качестве, выполнить свою работу. Потому что материалов много и заменить несложно.
Но если есть все-таки претензии по качеству, мы перепечатываем или можем вернуть деньги. То есть работаем по принципу честной торговли, так как обман в любом случае каким-то образом нам самим обернется хуже. То же самое, если мы где-то испортили заказ, и у нас бывали такие случаи, мы переделываем за свой счет.
Рынок и конкуренция
Мы работаем три года и пока не видим конкурентов, делающих печать такого же качества. Возможно, кто-то еще появится, и это будет хорошо — конкуренция всегда помогает развиваться. Но сейчас я не думаю, что рынок выдержит 3−4 компании, так как клиентов немного — я, например, знаю их всех наизусть.
Выставок мало, галерей осталось не так много, многие фотографы не печатают свои работы, а оставляют только на компьютере. Спрос не особо большой, но, на удивление, он увеличивается. За три года я заметил, что люди, которые раньше приходили печататься раз в полгода, сейчас приходят чаще. Когда предложение есть, спрос тоже появляется.
В связи с этим в планах, конечно, есть расширение — создать типографию люкс-класса с эксклюзивными сортами бумаги. Но это все опять-таки связано с художественным и не очень прибыльным делом. Вывести нашу работу в широкие массы не позволит цена. Все, что сделано профессионально, на высоком уровне, имеет и соответствующую ценность.