Центральный банк ужесточил требования к банкам по выделению автокредитов. Информацию Spot подтвердил ряд источников в банковской сфере.
Согласно их данным, по новым нормативам доля займов на покупку авто в кредитном портфеле банков не должна превышать 25%. Его объясняют рисками, связанными с концентрацией займов.
До этого схожее правило действовало в отношении суммы кредита на одного заёмщика или группу взаимосвязанных лиц — не более 25% от капитала первого уровня. Оно призвано сократить риск банка при невозврате денег крупным должником.
По словам одного из собеседников, у некоторых банков автокредиты составляют более половины кредитного портфеля. В основном они обеспечиваются купленными за их счёт автомобилями, обычно местного производства.
«Если завтра что-то поменяется на автомобильном рынке, например, откроют растаможку, цена на местные автомобили упадёт, и люди просто не будут погашать этот кредит. А эти кредиты выделены за счёт вкладов населения, у которого в этом случае могут возникнуть проблемы с возвратом своих вкладов», — заявил источник.
Как ожидается, изменять бизнес-модель для соответствия новым нормам должны будут лишь несколько банков. Ранее фокусировавшиеся на автомобильных займах учреждения должны будут балансировать их с корпоративным, торговым и другими видами кредитования, считает специалист.
Финансист Отабек Бакиров поддержал решение, отметив право ЦБ на регулятивное вмешательство при отсутствии «осознания границы риска коммерческим банком». Он заявил, что бездействие повлечёт тяжёлые последствия не только для финучреждений и должников, но и для всей страны.
«Центральный банк не запрещает автокредиты, а лишь устанавливает пределы риска. Это рациональная диверсификация рисков в отношении одного заёмщика, одной группы и одного продукта», — отметил Бакиров.
По словам эксперта, некоторые банки уже стали зависимы от кредитования продаж авто. Их не остановило даже ужесточение требований к залогу и повышение минимальной суммы первого взноса по этим займам, что означает необходимость новых «линий аппетита».
Бакиров ожидает, что в новых условиях не вырастут ставки на автокредиты. Рынок покинут «заинтересованные в неуклонном росте цен на автомобили спекулянты», от чего непосредственные потребители выиграют, уверен он.
Ранее Spot писал, что объём выданных населению автокредитов вырос за год более чем вдвое.