Бизнес-планы бывают разных видов: одни составляются для себя, другие — для инвесторов, третьи — для получения кредита в банке или субсидии. Бизнес-план может быть простым или подробным, последний может состоять из нескольких десятков страниц.

В интернете можно найти множество бесплатных готовых документов, но их скорее можно использовать в качестве шаблона или изучения незнакомой сферы бизнеса.

О том, как самостоятельно написать бизнес-план для внутреннего использования, из каких разделов он должен состоять и что учесть при его составлении Spot рассказала аудитор, совладелец бухгалтерской компании Yaran Consulting Евгения Сон.


бизнес план, евгения сон

Евгения Сон,

аудитор, совладелец бухгалтерской компании Yaran Consulting.

Бизнес-план помогает не только понять и продумать бизнес, но и стимулирует действовать и думать структурировано.

Из-за отсутствия бизнес-плана предприниматели часто берутся одновременно за несколько дел, не действуют последовательно. В результате, только одна из ста компаний выживает в первый год жизни.

Что обязательно должно быть в бизнес-плане:

  • Описание продукта и бизнес-модель

  • Анализ рынка и конкурентов

  • Анализ покупателей, целевая аудитория

  • План продвижения и продаж

  • Персонал

  • Финансовый план

  • План организационной работы

Описание продукта и бизнес-модель

В этой части нужно максимально подробно описать продукт или услугу, которую вы планируете производить. Желательно описать основные характеристики, особенности: состав, упаковка и т. д.

А также саму бизнес-модель, то есть как вы будете производить продукцию и как на ней зарабатывать.

Например, если я бухгалтер, то я могу зарабатывать несколькими способами:

  • оказывать бухгалтерские услуги для других компаний;

  • вести курсы по бухгалтерскому учету;

  • консультировать бухгалтеров по вопросам налогообложения.

Для каждого из этих видов деятельности совершенно разная целевая аудитория, методы продаж, персонал.

И если есть сомнения, чем именно заниматься, можно составить бизнес-план под каждый вид деятельности.

Анализ рынка и конкурентов

В первую очередь нужно проанализировать, есть ли рынок для вашего продукта, есть ли конкуренты, готовы ли будут люди покупать ваш продукт по вашей цене.

Иногда начинающие предприниматели могут обнаружить, что еще нет аналогов продукта, нет конкурентов. Но это тоже тревожный сигнал: возможно продукт просто не нужен рынку. А если продукт новый для рынка, нужно будет заложить на маркетинговые расходы гораздо больше денег, так как нужно познакомить будущих клиентов с продуктом.

Во вторую очередь познакомьтесь с конкурентами: кто они, какая у них бизнес-модель, в чем их «фишка» и как или чем вы будете отличаться от них. Может быть, это будет доставка, удобное приложение для заказа, особенный сервис и т. д.

Анализ покупателей и целевая аудитория

В этом разделе вам нужно понять чью проблему вы решаете и могут ли они вам заплатить.

Возьмем наш пример: мы открыли курсы по бухгалтерскому учету. Можно рассматривать целевую аудиторию — студентов, выпускников школы, колледжа, которые хотят получить базовые знания в профессии. Это не самая платежеспособная аудитория, но их достаточно много.

Или можно рассматривать целевую аудиторию — руководителей, которым нужно больше понимать в финансовой отчетности. Эта аудитория намного платежеспособнее.

В обоих случаях будут совершенно разные курсы: разная подача материала, разные уровни преподавателей, разные маркетинговые стратегии.

План продвижения и продаж

На этапе составления плана продвижения вы уже понимаете, чем будете заниматься, как на этом заработать и кто ваши клиенты.

Учитывая это, вы продумываете, где будете размещать рекламу, какая она должна быть по форме и содержанию.

Возьмем наш пример: если наша целевая аудитория — студенты, мы можем размещать рекламу в общественном транспорте, а наше обещание — получение профессии.

Если же аудитория — руководители, то скорее всего мы будем активнее в бизнес-центрах, в бизнес-клубах, а наше обещание — увеличение прибыли за счет более продуманных управленческих решений.

В этом разделе также очень важно запланировать, когда и сколько клиентов вы сможете привлечь. План продаж не только дисциплинирует, но и позволяет производить расчеты в разделе финансового планирования.

Персонал

В части персонала нужно продумать:

  • кто именно вам нужен: должности, должностные обязанности, уровень квалификации;

  • кто будет работать на постоянной основе, а кого будете привлекать по мере необходимости или отдадите часть работы на аутсорс;

  • расходы на зарплату, налоги, обустройство рабочих мест.

Если вы начинаете бизнес с партнерами, то важно распределить обязанности между собой: кто за какие участки отвечает, ожидаемые результаты и оплата за работу.

Финансовый план

На каждом этапе нужно собирать информацию о суммах, которые вы планируете инвестировать.

Возьмем наш пример: когда мы определились с бизнес-моделью — учебный центр — нам нужно сделать расчет:

  • будем ли покупать помещение, мебель, технику или арендовать;

  • какие раздаточные материалы нам нужны и сколько они стоят.

Когда вся информация собрана нам нужно сделать несколько расчетов:

  • расчет себестоимости курса, часа, консультации, продукта — поможет нам сориентироваться с ценообразованием;

  • план финансового результата — покажет, когда мы ожидаем первую прибыль;

  • план денежного потока — покажет сколько денег нам нужно в разрезе месяцев, недель.

План организационной работы

На этом этапе вы собрали всю необходимую информацию, понимаете как и куда будет развиваться ваш бизнес, сколько денег нужно инвестировать в проект.

И наверное, это самый сложный и интересный этап, так как от исследований вы переходите к действиям.

План организационной работы представляет собой пошаговый план на каждый день, месяц, квартал и год. Все, что вы будете делать для запуска и развития бизнеса.

Наличие бизнес-плана не гарантирует успешность бизнеса, но точно в несколько десятков раз повышает шансы на выживание.