Запуск финтех-супераппа в Узбекистане, создание HR-платформы в США, руководство компанией YOTA, продвижение глобальной сети телеком-продуктов — Владимира Добрынина всегда интересовали проекты на стыке технологий, маркетинга и коммуникаций. С начала нулевых ему удалось запустить телеком-стартапы и заложить основу для развития индустрии как минимум в 13 странах.
В 2020-м предприниматель сделал ставку на развитие цифровой экономики в Узбекистане. Так появилась экосистема Humans. Spot уже публиковал интервью с предпринимателем о создании супераппа, конкуренции, негативе и планах по выходу на IPO.
Основатель и руководитель Humans продолжает исследовать новые рынки, а офисы его компании разбросаны по всему миру — от Варшавы до Ташкента. В разъездах времени на чтение остается не так много, поэтому к выбору книг Добрынин относится тщательно.
«Отдаю предпочтение электронным версиям книг. Загружаю пару книг на смартфон, не вижу смысла возить с собой увесистые томики — путешествую налегке. Это логично и экологично», — считает Владимир.
«В месяц стараюсь читать одну-две книги — на большее часто не хватает времени. При этом разбавляю нон-фикшн художественной литературой — произведения классиков иногда помогают решать непростые дилеммы в бизнесе и лучше понимать мотивацию людей. Я не заставляю себя читать и не добавляю задачку „Прочитать 50 страниц“ в список дел на день. Главное, чтобы книга всегда была под рукой — а время найдется», — рассказывает он.
Владимир поделился со Spot любимыми книгами, которые помогут любому фаундеру адаптироваться к турбулентности и найти решение даже самых непростых дилемм в бизнесе.
«Это не сработает. История создания Netflix, рассказанная ее основателем», Марк Рэндольф
Путь Netflix к успеху не назовешь простым — и на это намекает не только название книги, но и ее главы. «Катастрофа», «Я теряю веру в себя», «Затягивая пояса» — кто хоть раз запускал бизнес, тому прекрасно знакомы эти ощущения. Рэндольфу удается рассказать историю успеха компании с оценкой почти в $200 млрд, не скатываясь в браваду «успешным успехом». Но в то же время автор не пытается сгущать краски и преувеличивать — да и зачем? Истории Netflix и так хватило драмы. Сперва никто не верит в твою идею и считает ее абсолютно нелепой, а потом рынок наводняют конкуренты, и каждый день — это борьба за выживание.
Сегодня уже трудно в это поверить, но Netflix во многом опередил свое время — и потребовалось несколько лет, прежде чем пользователи привыкли платить за контент на стриминговом сервисе по подписке.
В Humans мы тоже работаем над формированием новых привычек — индустрия финтеха в Узбекистане только набирает обороты, а модель супераппов в реалиях местного рынка считается экспериментальной и инновационной. Так что очень понимаю переживания Рэндольфа и рекомендую книгу всем основателям стартапов в стадии роста.
«Лесной Царь», Мишель Турнье
Это история французского коллаборациониста Авеля Тиффожа в годы Второй мировой войны. Охваченный и ослепленный безумной «миссией», главный герой последовательно теряет моральные ориентиры — все ради того, чтобы почувствовать себя не ничтожным винтиком системы, а вершителем истории и судеб.
Роман в очередной раз напоминает о том, как сложно человеку сделать выбор, особенно когда его наделяют властью, пусть даже незначительной.
«Лесного Царя» стоит почитать каждому руководителю. Это повод лишний раз задуматься о том, что заставляет нас принимать те или иные решения, какие мотивы нами движут и какие последствия они за собой влекут. Ну и не могу не отметить причудливую, витиеватую манеру письма Турнье — погружаться во вселенную главного героя тяжело, но оторваться невозможно.
«Стивен Фрай представляет: Книга всеобщих заблуждений», Джон Ллойд, Джон Митчинсон
«Книга всеобщих заблуждений» только на первый взгляд напоминает сборник любопытных фактов, чтобы блеснуть в разговоре с друзьями. Однако это не энциклопедия — авторы собрали банальные вопросы на которые, как кажется, мы знаем ответы. Но с каждой новой главой осознаешь масштабы своего невежества и парадоксально, но это вдохновляет. Начинаешь больше замечать свои «слепые зоны» и ставить под сомнения распространенные убеждения. В эпоху пост-правды — идеальное чтиво.
«1984», Джордж Оруэлл
После успеха «Скотного двора» Оруэлл взялся за антиутопию «Последний человек в Европе» (так изначально он хотел назвать «1984»). Шли 40-е годы, и на тот момент британскому писателю казалось, что Черчилль, Рузвельт и Сталин строят планы по разделу мира. Исторический контекст сформировал вселенную, которую описал Оруэлл в романе — мир тотальной слежки и контроля, в котором все не то, чем кажется.
Большой брат, полиция мыслей, новояз — эти концепции до сих пор не утратили актуальность. Кажется, что каждый, кто читал роман в последние 70 лет невольно соотносил события книги с реальностью в тот период, и не мог не замечать сходства.
Убежден, что антиутопию стоит читать всем, а менеджерам особенно — отрезвляет и развивает критическое мышление. А еще напоминает о том, как важно делегировать задачи и иногда отпускать контроль, иначе компания превратится в миниатюру тоталитарного государства из «1984» с CEO в роли Большого брата.
«Фрикономика. Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете», Стивен Дж. Дабнер, Стивен Левитт
У «Фрикономики» много общего с «Книгой всеобщих заблуждений», нежели чем с учебником экономики. Авторы исследуют «экономический след» в вопросах, которые, казалось бы, к этой сфере никакого отношения не имеют. Например, что общего между Ку-клукс-кланом и риэлторами? Кликбейтный вопрос на самом деле скрывает глубокую рефлексию на тему того, как работает рынок и репутация.
«Фрикономика» учит видеть неочевидные взаимосвязи. Авторы напоминают, что в бизнесе любая мелочь имеет значение. Живой язык, лаконичность, богатая фактура — книга читается на одном дыхании. Полезно почитать предпринимателю и каждому, кто хочет чуть лучше понимать мир вокруг и глубже проникнуть в суть вещей.
«Маркетинг от потребителя», Роджер Бест
Настольная книга для каждого предпринимателя, который стремится создавать востребованные продукты и не хочет попасть в ловушку собственных заблуждений. Роджер Бест закладывает в книгу мысль — бизнес не создает решение, под которое находит проблему. Наоборот, действовать нужно из потребностей пользователя, желаний и привычек. В книге собраны маркетинговые кейсы и челленджи: как быть с негативными отзывами о компании в соцсетях, о краудсорсинге и работе брендов-истребителей.
Бест написал учебник по маркетингу, который познакомит новичка с терминами, метриками и механиками, но и опытный менеджер почерпнет в «Маркетинге от потребителя» немало полезного. Например, автор рассказывает о «пленниках» продукта — недовольных пользователях, которые по разным причинам не уходят к конкуренту.
Не зря цифровые банки нового формата называют «челленджерами» — они испытывают на прочность конкурентов, которые годами не менялись, держат в «плену» своего потребителя. В финтехе мы как раз боремся со старыми продуктами и установками, чтобы предоставить пользователю свободу выбора в индустрии, в которой крайне мало свободы.
«Мертвые души», Николай Гоголь
Эта книга направляла меня и напоминала о важном в минуты сомнений и поиска смысла, и в этом заключается сила неустаревающей классики — опыт и уроки из романов прошлых эпох легко перенести на сегодняшнюю действительность. «Мертвые души» соединяют реализм и символизм, чтобы точно передать характер и мироощущение жителя России, независимо от эпохи.
Главный герой — хитрый делец Чичиков — занимается не самым этичным бизнесом: приобретает у помещиков мертвых крестьян, которые по ревизии значатся как живые. Это сложная махинация, которая сулит прибыль, но какой ценой? Можно ли приобретать и закладывать души?
Предпринимательский драйв и амбиции способны порождать чудовищ. Как и другие произведения Гоголя, роман не одномерный — наполнен противоречиями, загадками, мистификациями и метафорами, о которых ведутся споры до сих пор. Поэтому «Мертвые души» приятно перечитывать, слой за слоем находить новые нюансы и смыслы.
«Заметки на полях „Имени Розы“», Умберто Эко
Книга-пояснение, выпущенная по следам «Имени розы» помогает лучше понять постмодернистский роман. Умберто Эко рассказывает, как работал над сюжетом, как структурировал произведение, почему выбрал местом действия Средневековье и почему взялся за детективный сюжет (спойлер — чтобы лучше передать ощущение «метафизического ужаса»). Увлекательное дополнение к «Имени розы» не только лучше помогает понять оригинальный роман, но и пронизывает в мышления самого Эко — как выстраивает логические цепочки, на какие философские концепции опирается, во что верит, а что ставит под сомнение.
В произведении описываются размышления на тему динамики между писателем и автором — отношения между ними напоминают взаимодействие между компанией и потребителем — b2c. И Эко рассуждает о связи между развлекательностью и качеством — может ли массовый продукт быть качественным? Если приложение качают миллионы, но потом бросают, это вряд ли назовешь успехом. Но если к нему возвращаются вновь и вновь для решения некой проблемы — вы достигли цели.
«Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса», Нассим Талеб
В начале нулевых Нассим Талеб популяризовал идею «черных лебедей» — внезапных непредсказуемых событий, которые ломают привычный ход вещей. Со временем стало понятно, что мы живем в эпоху бесконечных «черных лебедей», и пора уже адаптироваться к новой реальности. Антихрупкость — о готовности принять очередной удар судьбы — обвал рынка, пандемия или военный конфликт глобального масштаба.
Талеб последовательно разбирает тактики, которые помогут компании стать устойчивой в эпоху перманентной турбулентности. Способность быстро реагировать на потрясения и находить в них преимущества — главный принцип антихрупкости. Это не касается извлечения выгоды из глобальных катастроф, скорее речь о рыночных «американских горках», от которых фаундеру бизнеса нужно научиться получать удовольствие. Как говорит Талеб, лучший предиктор скорой смерти — слишком стабильный сердечный ритм.