Шавкат Мирзиёев проводит совещание по вопросам реформирования железнодорожной отрасли, сообщил пресс-секретарь президента Шерзод Асадов.
Глава государства обратил внимание на низкую конкурентоспособность железных дорог. За последние годы внутренние грузоперевозки выросли на 30%, а в отдельных регионах — в 1,5 раза. Однако на поезда приходится только 5% их объёма.
В экспорте железные дороги также проигрывают автотранспорту — по ним из Узбекистана вывозится только 45% товаров. Обычно в удалённых от морей странах рельсовый транспорт считается самым доступным и удобным, отметил глава государства.
Зуфар Нарзуллаев, в июле назначенный главой «Узбекистон темир йуллари», обозначил проблемы сферы. Речь идёт о низкой рентабельности ряда структур, отсутствии условий для частного сектора, коррупции при продаже билетов, устаревшем подвижном составе
Доходы некоторых железнодорожных станций не покрывают их расходов. Например, на станции Назарбек логистическая структура УТЙ получает в четыре раза меньше прибыли с 1 га, чем частные предприятия по соседству (277 млн сумов против более чем 1 млрд).
Поручено привлечь к процессам на станциях частный бизнес и направить в инфраструктуру дополнительные инвестиции.
Также на совещании предложили рассмотреть возможности вынести грузовые станции за пределы крупных городов. Это позволит снизить нагрузку на железные и автодороги, а также поспособствует развитию других районов.
Цифровизация сферы продвигается медленно — за первые семь месяцев 2023 года только 8% грузоперевозок и 43% пассажирских билетов были оформлены онлайн. Отмечалась проблема с инфраструктурой вокзалов, в том числе отсутствие торговых и сервисных точек.
Президент поддержал предложение реорганизовать УТЙ в холдинг. Структуры по обслуживанию инфраструктуры, грузовым, пассажирским перевозкам и обслуживанию вокзалов планируется выделить в отдельные компании.
Ранее Spot писал, что ряд поездов из-за ремонта путей будет отправляться с Южного вокзала Ташкента вместо Северного.