О внедрении исламских финансов в Узбекистане говорят более пяти лет. Еще в 2018 году на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был размещен проект постановления президента «О мерах по созданию инфраструктуры исламского банковского дела и финансов в Узбекистану». Однако документ так и не был принят.
По мнению экспертов, при внедрении исламского банкинга страна могла бы привлекать до $10 млрд дополнительных иностранных инвестиций.
Одними из главных барьеров, которые препятствуют внедрению исламского финансирования в Узбекистане, называют отсутствие инфраструктуры, нормативной базы, защиты вкладов, а также фискальные барьеры.
Кроме того, быстрому внедрению исламских финансов препятствует низкая финансовая грамотность населения.
Spot поговорил с членом совета AAOIFI и менеджером отдела финансового контроля в Исламском банке развития Хондамиром Нусратхужаевым о главных принципах исламского финансирования и его отличиях от классической банковской системы, о мерах, необходимых для внедрения и развития данной системы в Узбекистане.
Что такое исламские финансы
В основе исламских финансов лежат мораль и этика, заложенные в исламе. Здесь деньги являются лишь инструментом и служат созданию реального экономического блага, когда каждый сум вносит свой вклад в создание добавленной ценности. Это означает, что создание денег в исламской финансовой модели возможно только в тандеме с созданием полезных активов, товаров и услуг.
Исламский банк, также как и традиционный, связывает между собой тех, у кого деньги есть, с теми, у кого их нет. Однако, он делает это не при помощи процентной маржи, а участвуя напрямую в финансировании реальной экономики, и неся при этом бизнес-риски. Это приводит к стабилизации финансово-экономической системы и более справедливому распределению рисков между сторонами.
Исламский банк является доверительным управляющим денег инвесторов и вкладчиков с одной стороны и продавцом, лизингодателем, а также бизнес-партнером и инвестором с другой.
Возьмем, например, самый популярный продукт исламского банкинга, который на первый взгляд очень похож на кредит — мурабаха. Здесь исламский банк по просьбе клиента покупает товар и продает его с фиксированной наценкой этому клиенту в рассрочку. Здесь с момента покупки и до продажи все риски, связанные с товаром, несет сам банк. После продажи ключевым риском банка является кредитный риск.
Более того, обеим сторонам точно известны как приобретаемый товар, так и суммы финансирования и наценки,
В случае просрочки, исламский банк не зарабатывает на пене. Здесь ключевым отличием является то, что для исламских банков пеня носит строго дисциплинарный характер и не может стать источником дохода. Именно поэтому сумма пени обычно бывает незначительной, и она полностью направляется на благотворительность.
Фото: Илья Семендеев / Spot
В исламских финансах альтернатива классическим облигациям — сукук. Он служит инструментом прямого финансирования компаний и государства.
Его часто называют исламскими облигациями, хотя технически это некорректно, так как инвесторы сукук не одалживают деньги под проценты на «общие цели», а финансируют конкретные проекты, при этом несут реальные финансовые и бизнес риски. К примеру, они выступают в качестве партнера-инвестора (мудараба сукук), деля инвестиционные риски, либо в качестве лизингодателя (иджара сукук), либо в качестве участника проектного финансирования (истисна сукук)
Таким образом, сукук-инвесторы зарабатывают либо долю в прибыли, либо наценку, либо получают лизинговый или иной доход.
Чем исламские финансы отличаются от традиционной финансовой системы
Как я говорил ранее, в исламе создание денег сопряжено только с созданием реальных экономических благ. Это ключевая разница с классической кредитно-финансовой системой.
Кроме того, право на получение прибыли всегда сопряжено с несением бизнес-рисков. Если взять любой продукт исламских финансов, он всегда будет тесно связан с рисками. Исламский банк с момента покупки и до продажи актива в рассрочку покупателю несет все риски, связанные с таким активом. И только после продажи они переходят на покупателя.
Именно справедливое распределение рисков препятствует взращиванию нездоровых стимулов для обогащения, эксплуатации и доминирования.
Также ключевым отличием является недопущение неопределенности, двусмысленности в договорных отношениях, а также использование уловок, ухищрений, сокрытия важной информации, приукрашивания или обмана в отношении предмета договора, его цены и ключевых условий в пользу более сильной стороны договора.
Например, я продаю машину и знаю все ее изъяны и дефекты. Другая сторона о них не знает. Если я продам, не сказав о ее дефектах, приукрасив имеющиеся качества, то эта сделка со стороны исламского права считается недействительной. Если покупатель узнает о сокрытии фактов, имеет право вернуть товар и потребовать всю сумму обратно.
Еще одно отличие — это запрет на легкую наживу. Это азартные игры, лотереи, то есть когда деньги достаются посредством случайности, удачи и шанса. В исламе богатство может быть только результатом полезного труда, либо несения бизнес-риска. Поэтому здесь строго запрещены «игры нулевого эффекта», когда доход одного получается за счет ущерба других.
Также запрещено финансировать или заниматься деятельностью, которая аморальна, пагубна для человека или общества с физической, социальной или экономической точек зрения. Помимо указанных уже направлений, запрещено финансирование, например, табачной и алкогольной индустрий, даже если они сулят огромную прибыль.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Исламский банкинг в Узбекистане
Исламские финансы динамично развиваются во многих мусульманских странах. Примечательно, что даже в таких исконно немусульманских странах как Великобритания, Германия, Филипины, Эфиопия, Нигерия и ряде других, исламские финансы получили толчок на законодательном уровне.
В Узбекистан исламские финансы пришли вместе с проектами группы Исламского банка развития. Однако, в стране до сих пор нет законодательства по исламскому банкингу и регулированию сферы исламского финансирования. Вместе с тем, уже активно ведутся работы в этом направлении: руководство страны проявляет готовность к внедрению исламского банкинга, идет проработка соответствующего законодательства в профильных министерствах и ведомствах, в работу привлечены международные эксперты и консультанты в области исламских финансов.
Насколько мне известно, создана рабочая группа, которая работает над проектом закона, подготовленного на основе рекомендаций международных консультантов.
Сейчас развитие сферы тормозится отсутствием соответствующего законодательства, недостатком осведомленности и знаний как у игроков отрасли, так и у населения, наличием стереотипов и недостатком серьезной ресурсной базы.
При этом в стране работают компании, которые оказывают услуги и предоставляют продукты по принципам исламских финансов, например, финтех-стартапы, иджара-лизинговые компании, компании исламского взаимного страхования и рассрочек. Однако, они работают в рамках существующего законодательства, а значит существенно ограничены в возможностях. Их доля в финансовом секторе очень мала.
Для внедрения в Узбекистане исламского финансирования также предстоит проводить огромную системную просветительскую работу по повышению знаний населения и игроков рынка принципов, правил и нюансов работы исламского финансового сектора. Важно, чтобы и финансисты и простые люди понимали как работают исламские финансовые институты, как структурируются продукты, чем они отличаются от традиционных инструментов
Словом, для развития в Узбекистане исламских финансов необходимы политическая воля, большие ресурсы, инвестиции в инфраструктуру.
Есть также ряд стереотипов, которые тормозят развитие самой отрасли. Например, некоторые считают, что исламские финансы — это «финансы для мусульман». Конечно, это не так.
Исламские финансы открыты вне зависимости от вероисповедания. Более того, гибкость исламских финансов позволяет им гармонично вжиться в любую светскую правовую среду. Вместе с тем, Узбекистан, будучи демократией, способен обеспечить финансовую инклюзивность для всех своих граждан вне зависимости от их убеждений.
Также есть опасения, что с внедрением исламских финансов произойдет серьезный отток финансов и клиентов из традиционных банков. Этот стереотип также не имеет под самой твердой почвы. В абсолютном большинстве стран гармонично функционирует как исламская, так и традиционная банковская системы. Более того, несмотря на то, что в таких исконно мусульманских странах как Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш исламские финансы успешно работают уже несколько десятилетий, доля традиционного банкинга все еще превалирует.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Поэтому, исламские финансовые институты могут помочь преодолеть огромный дефицит финансирования как для населения, так и для малого и среднего бизнеса. Имеется огромный неудовлетворенный спрос на исламскую ипотеку, авто-финансирование, финансирование потребительских товаров.
Что касается бизнеса, то это финансирование оборотного капитала, импорта сырья и технологий, пред-экспортное финансирование и лизинг. Эти деньги, вливаясь в экономику, динамично в ней циркулируя и создавая реальные экономические блага, будут способствовать экономическому росту, улучшению жизни людей, увеличению занятости и налоговых поступлений. Так, исламские финансы поддерживают и людей, и экономику, и государство.
Более того, узаконив исламские банки, страна способна привлечь очень серьезные внутренние ресурсы: многие люди из-за религиозных убеждений не относят деньги в классические банки, а хранят их под матрасами. Узбекистан для инвесторов из исламских стран выгодно отличается своей политической стабильностью, продолжающимися экономическими реформами, ростом благосостояния, большим и молодым населением, глубокой культурой и предприимчивостью населения. Это отличные ингредиенты для инвесторов из стран Персидского залива и Юговосточной Азии. Наша страна легко может переварить миллиарды халяльных долларов.
А пока халяльные финансы в республике представлены очень скудным перечнем проектов в области исламского лизинга, микрофинансов, рассрочек и исламского страхования такафуль, а также проектами группы Исламского банка развития.
Вне всяких сомнений у Узбекистана есть потенциал и все шансы стать хабом исламских финансов в Центральной Азии. Осталось его только реализовать.