В пресс-клубе партии УзЛиДеП 28 сентября прошло заседание на тему сокращения теневой экономики Узбекистана.
На мероприятии обсуждались причины сохранения высокой доли неофициального оборота и способы стимулирования бизнеса к легализации. Среди участников были депутаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей, члены правительства, предприниматели и учёные.
Согласно озвученным на встрече данным, эксперты оценивают годовой объём теневой экономики Узбекистана в $32 млрд. Это порядка 40% ВВП страны.
Основными составляющими этой суммы стали такие сферы, как вторичный рынок жилья и автотранспорта, неформальная торговля и оказание услуг, а также сельское хозяйство. Также отмечалась роль контрабанды и несанкционированного оборота товаров.
Например, за январь-июль объём нелегальной торговли табачными изделиями вырос на 20% к тому же периоду 2022 года. По этой причине бюджет ежегодно недосчитывается около 1 трлн сумов.
Как отметил глава управления Таможенного комитета Улугбек Касымов, с начала года было найдено 4,7 млн пачек контрабандных сигарет стоимостью 75,2 млрд сумов. За год показатель вырос в пять раз.
«Нужно выставить на обзор общественности наличие „предпринимателей“, уклоняющихся от налогов и не исполняющих обязанностей», — заявил глава отдела УзЛиДеП Бахтиёр Рухиддинов.
По подсчётам ГНК, в 2019 году теневая экономика составляла до 48% ВВП или более $25 млрд. В Минфине отмечали, что наивысший объём неформального оборота приходится на торговлю, общепит, сферы автомобильных перевозок, строительства и ремонта жилья, услуг по проживанию.
Агентство стратегического развития оценивало долю теневого сектора на начало 2022 года на уровне 48−62% в зависимости от отрасли. Эксперты ИПМИ (сейчас — ИМРИ) называли неформальную экономику как одну из главных причин отсутствия эффекта от снижения НДС на ценах.
Ранее Spot публиковал обзор факторов роста теневой экономики и способов борьбы с ней.