Шавкат Мирзиёев 10 октября подписал постановление о реформировании сферы железнодорожного транспорта. Об этом сообщил Минюст.

Согласно документу, одним из главных нововведений станет выделение функциональных направлений «Узбекистон темир йуллари» в отдельные предприятия. Президент анонсировал реструктуризацию госкомпании в конце сентября.

К 1 января 2024 года поручено учредить на базе УТЙ и её дочерних структур несколько предприятий:

  • АО «Темирйулинфратузилма» будет отвечать за дорожное и локомотивное хозяйство, электроснабжение, связь, сигнализацию, а также обеспечивать работу единого диспетчерского центра и товарных станций;
  • «Темирйулкарго» займётся транспортировкой грузов, в том числе мультимодальными перевозками «от двери до двери», обслуживанием парка товарных вагонов и контейнеров, организацией работы логистических центров;
  • «Темирйулэкспресс» будет оказывать услуги по перевозке пассажиров на высокоскоростных поездах;
  • в структуре «Узтемирйуловчи» выделяется ООО «Темир йул вокзаллари» — отдельная структура для управления железнодорожными вокзалами (по аналогии с Uzbekistan Airports);
  • также в составе «Узтемирйуловчи» создаётся отдельная компания для пригородных пассажирских перевозок;
  • культурные, оздоровительные, спортивные объекты и детские лагеря УТЙ передаются учреждению «Темир йул ижтимоий хизматлар».

С нового года прекращается госрегулирование тарифов на предоставление грузовых вагонов и контейнеров, а также на перевозку пассажиров скорыми и высокоскоростными поездами. В этих сферах вводится рыночное ценообразование.

Также поручено отменить скидки, предоставляемые на грузоперевозки по местным, экспортным или импортным направлениям. Новые скидки будут утверждаться только Кабмином (кроме скидок, согласованных с железнодорожными ведомствами двух и более стран).

Начиная с 1 января 2025 года, планируется ввести программу субсидирования пассажирских перевозок регулярными (не скорыми или высокоскоростными) поездами. Также бюджет будет компенсировать действующие к тому времени скидки на грузоперевозки.

До 2026 года структуры УТЙ получают право покупать, продавать и сдавать в аренду товары, а также оказывать услуги по прямым контрактам.

Также до 2027 года к механизмам для погрузочно-разгрузочных работ, импортируемым предприятиями железных дорог, будет применяться нулевая таможенная пошлина.


Кроме того, в постановление вошли:

  • кредит на $150 млн и реструктуризация старых долгов;
  • планы по передаче вокзалов трёх городов частным партнёрам;
  • закупка новых поездов в Чехии и Южной Корее;
  • цифровая трансформация УТЙ.

Ранее Spot писал, что на центральном вокзале Ташкента обновили пункт пропуска.