Шавкат Мирзиёев 10 октября подписал постановление о реформировании сферы железнодорожного транспорта. Об этом сообщил Минюст.
Согласно документу, одним из главных нововведений станет выделение функциональных направлений «Узбекистон темир йуллари» в отдельные предприятия. Президент анонсировал реструктуризацию госкомпании в конце сентября.
К 1 января 2024 года поручено учредить на базе УТЙ и её дочерних структур несколько предприятий:
- АО «Темирйулинфратузилма» будет отвечать за дорожное и локомотивное хозяйство, электроснабжение, связь, сигнализацию, а также обеспечивать работу единого диспетчерского центра и товарных станций;
- «Темирйулкарго» займётся транспортировкой грузов, в том числе мультимодальными перевозками «от двери до двери», обслуживанием парка товарных вагонов и контейнеров, организацией работы логистических центров;
- «Темирйулэкспресс» будет оказывать услуги по перевозке пассажиров на высокоскоростных поездах;
- в структуре «Узтемирйуловчи» выделяется ООО «Темир йул вокзаллари» — отдельная структура для управления железнодорожными вокзалами (по аналогии с Uzbekistan Airports);
- также в составе «Узтемирйуловчи» создаётся отдельная компания для пригородных пассажирских перевозок;
- культурные, оздоровительные, спортивные объекты и детские лагеря УТЙ передаются учреждению «Темир йул ижтимоий хизматлар».
С нового года прекращается госрегулирование тарифов на предоставление грузовых вагонов и контейнеров, а также на перевозку пассажиров скорыми и высокоскоростными поездами. В этих сферах вводится рыночное ценообразование.
Также поручено отменить скидки, предоставляемые на грузоперевозки по местным, экспортным или импортным направлениям. Новые скидки будут утверждаться только Кабмином (кроме скидок, согласованных с железнодорожными ведомствами двух и более стран).
Начиная с 1 января 2025 года, планируется ввести программу субсидирования пассажирских перевозок регулярными (не скорыми или высокоскоростными) поездами. Также бюджет будет компенсировать действующие к тому времени скидки на грузоперевозки.
До 2026 года структуры УТЙ получают право покупать, продавать и сдавать в аренду товары, а также оказывать услуги по прямым контрактам.
Также до 2027 года к механизмам для погрузочно-разгрузочных работ, импортируемым предприятиями железных дорог, будет применяться нулевая таможенная пошлина.
Кроме того, в постановление вошли:
- кредит на $150 млн и реструктуризация старых долгов;
- планы по передаче вокзалов трёх городов частным партнёрам;
- закупка новых поездов в Чехии и Южной Корее;
- цифровая трансформация УТЙ.
Ранее Spot писал, что на центральном вокзале Ташкента обновили пункт пропуска.