Как ранее писал Spot, Шавкат Мирзиёев поручал реорганизовать «Узбекистон темир йуллари» в холдинговую компанию.
10 октября глава государства подписал постановление о реформировании железнодорожной сферы Узбекистана. Документ определяет план раздела функций УТЙ между отдельными дочерними акционерными обществами.
До конца года в составе госпредприятия создадут шесть компаний — «Темирйулкарго», «Темирйулэкспресс», «Темирйулинфратузилма»
Сама УТЙ станет учредителем — акционером и собственником — всех создаваемых организаций. Госкомпания будет оказывать услуги по бухучёту, финансам, менеджменту, цифровизации, закупкам, повышению квалификации кадров и другим направлениям.
В постановлении отмечается, что реформы направлены на создание здоровой конкурентной среды, привлечение частных инвестиций в железнодорожную отрасль, внедрение современных методов управления и улучшение качества, безопасности и надёжности услуг.
УТЙ под гарантию собственных предприятий получит от Фонда реконструкции и развития десятилетний кредит на $150 млн под 5% годовых c трехлетним льготным периодом. Средства направят на производство грузовых и пассажирских вагонов и увеличение действующих мощностей для наращивания экспорта.
Также продлевается срок погашения основного долга по кредитам госкомпании, привлеченным через НБУ.
С 1 января 2026 года УТЙ и его предприятия смогут реализовывать, передавать в аренду, закупать и поставлять товары, а также выполнять работы (услуги) на основании взаимных прямых договоров.
Помимо того, госкомпания вместе с Минэкономфином и Минтрансом сможет привлекать международных экспертов, инвестбанки и специализированные компании к реформирования железнодорожной отрасли по прямым договорам без обязательной экспертизы.
С 2027 года обнуляется пошлина на импорт подъёмных талей и подъёмников с приводом электрического двигателя, гидравлические домкраты и подъёмники для поднятия транспорта и прочие домкраты и подъёмники для поднятия транспорта.
Также в пакет мер вошли:
- реорганизация структур УТЙ, либерализация части цен и тарифов;
- планы по передаче вокзалов трёх городов частным партнёрам;
- закупка новых поездов в Чехии и Южной Корее;
- цифровая трансформация УТЙ.
Ранее Spot писал, что вокзалы Ташкента, Самарканда и Коканда будут развивать в рамках ГЧП.