Узбекистан испытывает трудности с привлечением инвесторов в проекты государственно-частного партнёрства, заявил в разговоре с Global Markets бывший замминистра финансов Одилбек Исаков.
Зарубежный бизнес в основном фокусируется на экономически привлекательных сферах — например, «зелёной» энергетике. Желающих инвестировать в такие отрасли, как здравоохранение, заметно меньше.
К 2030 году в республике планируется намерен реализовать проекты ГЧП на $30 млрд, отметил Исаков. Однако в нынешних условиях возможности компенсировать недостаток финансирования инфраструктуры стеснены.
Потенциальные кредиторы должны заметить потенциал в стране и в предлагаемом проекте. Для этого инвесторам требуется определённая степень знакомства со страной, указал чиновник.
Также обязательно наличие чёткой и устойчивой законодательной базы по ГЧП. Ещё один важный момент — наличие у правительства административных возможностей для работы с частными партнёрами.
Региональным и местным властям особенно нужна поддержка при выработке системы работы с бизнесом. Исаков сослался на опыт работы консалтинговой фирмы Infrasia Capital с хокимиятом Ташкента по проектам ГЧП в дорожной, школьной сферах и ЖКХ.
«Сначала местные власти должны создать возможности — то есть отдельную команду, посвящённую проектам ГЧП, — нанять сотрудников и подготовить стратегию», — заметил Исаков.
В условиях высоких основных ставок развивающимся странам становится ещё сложнее находить частный капитал для развития инфраструктуры. Инвесторы предпочитают более устойчивые рынки, хотя даже во времена околонулевых ставок их было трудно завлечь на растущие рынки.
Исаков пришёл в Минфин на должность главы Управления государственных и корпоративных долговых обязательств в 2018 году. С 2019 по 2023 годы он занимал пост замглавы ведомства по работе с международными рейтингами и индексами.
В феврале Исаков покинул министерство (уже преобразованное в Минэконфин) и возглавил консалтинговую компанию Infrasia Capital. С сентября он снова стал советником министра.
Ранее Spot писал, что Узбекистан получил от ЕБРР $10 млн для фонда разработки проектов ГЧП.