МВД выставило на обсуждение проект постановления, которым вводятся некоторые изменения в Правила дорожного движения. В частности, документом предлагается обозначить понятие средств индивидуальной мобильности и разграничить их со скутерами, а также дать определение скутеру.

Так к средствам индивидуальной мобильности (СИМ) будут относиться любые виды транспорта с мотором и одним либо несколькими колёсами, предназначенные для одного человека. Сюда входят электросамокаты, электроскейтборды, унициклы, моноколёса и т. д. Людям моложе 14 лет можно ездить на них только на закрытых площадках.

Пользователи такого транспорта приравниваются к пешеходам: они должны передвигаться по велосипедным дорожкам либо тротуарам. При этом скорость ограничивается 6 км/ч. Если тротуар или велодорожка недоступны, можно ехать по обочине дороги не быстрее 20 км/ч.

К скутерам предлагают относить транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания объёмом более 25 куб. см. или электромотором мощностью от 0,25 до 4 кВт. В случае утверждения поправок скутеры будут подлежать государственной регистрации. Для управления ими, наравне с мотоциклом или мопедом, потребуются водительские права категории А.

Представители кикшеринговых компаний (сервис по краткосрочной аренде самокатов — прим. Spot) опасаются, что изменения могут повлиять на активно развивающийся в городе бизнес по аренде электросамокатов. А пользователи без водительских прав, для которых сегодня электросамокаты — это удобная и экологичная альтернатива в перегруженном трафиком городе, беспокоятся, что больше не смогут пользоваться комфортным способом передвижения.

Spot поговорил с представителями кикшейринг-сервисов — основателем YOTO Ярославом Каретниковым и сооснователем IZZY Хореном Лазаряном о том, как документ отразится на их бизнесе, как они видят регулирование отрасли и чего еще не хватает для развития сферы.


самокаты

Хорен Лазарян,

сооснователь бренда краткосрочной аренды электросамокатов IZZY

Заходя на рынок кикшеринга в Ташкенте, мы поставили ограничение по скорости на наши самокаты в 20 км/ч на проезжей части дороги и фактически закрыли территории парков и скверов для использования самокатов путем ограничения скорости до 5 км/ч. Наши самокаты оснащены GPS-навигаторами, и при заезде в парковую территорию, скорость автоматически снижается.

Нынешние ограничения мы установили на устройствах, исходя из положения на дорогах и на основе тестовых прогонов, а также учитывали международную практику.

В законопроекте предполагается установить скорость движения по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам не выше 6 км/ч, а при их отсутствии — по правому краю дороги не выше 20 км/ч.

На наш взгляд, именно на велодорожках (красные дорожки или участки со специальным обозначением велосипеда) оптимальнее было бы установить скорость до 15 км/ч. Мы исходим из того, что средняя скорость велосипедов, также перемещающихся по этим участкам — 15−20 км/ч. И если позволить электросамокатам ездить с соответствующей велосипедам скоростью — это упростит общее движение и не вызовет аварийных ситуаций. Важно также, чтобы пешеходы в свою очередь понимали свою ответственность и не заходили на территорию велодорожек.

По поводу пешеходных переходов и тротуаров без велодорожек, как и в парковых зонах, мы поддерживаем снижение скорости до 5−6 км/ч.

Что касается движения по правому краю дороги при отсутствии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, мы согласны с таким требованием. Но хотелось бы, чтобы при этом условия на дороге позволяли осуществлять эти требования. Позитивным шагом стала бы организация с правого края дороги специальной зоны, отведенной под велосипеды, электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности.

самокаты

Велодорожка, отделенная от основной проезжей части забором. Пекин. Фото: Илья Варламов

Также необходимо регулировать культуру автомобилистов, чтобы они не парковали машины в неразрешенных местах и не занимали правый край дороги. В таком случае требования будут выполнимы.

На электросамокатах можно и нужно соблюдать ПДД

Также в новом проекте сказано, что индивидуальное транспортное средство должно быть оборудовано фарами или фонарями, тормозом, звуковым сигналом, а также белыми светоотражателями спереди, красными или оранжевыми светоотражателями по бокам и красными светоотражателями сзади. Также говорится о введении новых дорожных знаков.

Мы согласны с тем, что устройства, предоставляемые кикшеринговыми компаниями, должны быть снабжены всем необходимым оборудованием, перечисленным в проекте. Мы бы добавили к этому списку наличие поворотников и системы торможения на два колеса.

Предлагаем оснастить самокаты повортниками потому, что во время движения нужно держать руль обеими руками, что не позволяет сообщить другим участником дорожного движения о начале маневра. К примеру, велосипедист обязан подать соответствующий сигнал рукой, а пользователь СИМ не может, следовательно наличие поворотников является обязательным.

Мы также приветствуем планы по введению новых дорожных знаков для средств индивидуальной мобильности, которые направлены на безопасность всех участников дорожного движения. Считаем логичными и обоснованными перечисленные запреты при управлении индивидуальным транспортным средством (возраст моложе 14 лет, состояние алкогольного опьянения, несоблюдение мер безопасности и т. д.)

Мы убеждены, что электросамокат — это не развлечение, а личный транспорт.

Рано или поздно практически все крупные города мира приходят к проблеме транспортной перегрузки. Ташкент за один год проходит трансформацию, которую европейские города проходили в течение 5−10 лет. Микромобильность становится решением — это опыт многих развитых стран. Электросамокаты, которые соответствуют требованиям безопасности, должны стать доступным видом индивидуального транспорта. Это вклад в снижение нагрузки на экологию и облегчение трафика.

Мы, самостоятельно или в сотрудничестве с другими участниками рынка, готовы помогать пользователям осознанно подходить к управлению индивидуальным транспортом. Например, мы организовали «Академию вождения IZZY», где пользователи смогут получить необходимые навыки. Это поможет снизить риск ДТП, травм, повысить безопасность и культуру вождения.

Мы поддерживаем стремление государства обеспечить безопасность на дорогах и готовы работать сообща, делиться опытом и делать вклад в создание безопасного города.


самокатыЯрослав Каретников,

основатель кикшеринг-сервиса YOTO.

Услуги аренды электросамокатов в Узбекистане находятся на стадии интенсивного развития. Согласно актуальным данным, в прошлом году на территории страны было доступно весьма скромное количество электросамокатов — около 450 штук. Однако, сейчас этот показатель впечатляюще вырос до 5 тыс. устройств, что является значительным скачком в развитии сегмента.

С ростом популярности услуг аренды электросамокатов возникает вопрос о необходимости эффективного регулирования отрасли. Мы считаем, что важно вовлекать кикшеринговые компании в процесс разработки соответствующих нормативов и правил в сфере дорожного движения, касающихся использования электросамокатов. В данной области функционирует Ассоциация микромобильности, объединяющая практически всех ключевых участников рынка. На сегодняшний день мы активно инициируем диалог с правительством для обсуждения предлагаемых законопроектов. Это необходимо для того, чтобы избежать возможных ограничений, которые могут негативно повлиять на деятельность кикшеринговых сервисов.

Один из примеров — предложение ограничить максимальную скорость передвижения на электросамокатах на велосипедных дорожках до 6 км/ч. Это ограничение фактически может привести к запрету использования электросамокатов на велодорожках, учитывая, что самокаты теряют стабильность при такой низкой скорости. Более того, ограничение в 6 км/ч может заставить пользователей выезжать на проезжую часть, что повышает риски ДТП и угрожает безопасности людей.

Мы предлагаем установить более разумное ограничение скорости в 20 км/ч для передвижения по городу. Наши технологии позволяют нам контролировать скорость электросамокатов в разных районах, и мы активно предотвращаем превышение этого лимита на дорогах. На велосипедных дорожках и тротуарах, где безопасно, мы предлагаем увеличить максимальную скорость до 15 км/ч.

Однако, стоит отметить, что инфраструктура в данной сфере требует развития. Считаем необходимым рассмотреть возможность внедрения выделенных полос для микромобильного транспорта, как это применяется в других странах. Это позволит обеспечить более высокий уровень безопасности для пользователей, учитывая, что движение по дорогам в столице все еще является рискованным.

Другие правила

На сегодняшний день электросамокаты демонстрируют высокий уровень безопасности и являются одним из наиболее безопасных средств передвижения. Однако, чтобы обеспечить стабильное развитие рынка, важно внедрить минимальные стандарты и барьеры для вступления участников на рынок. Это может включать в себя требования к наличию не менее тысячи электросамокатов с определенными характеристиками, что способствует поддержанию качества услуг и предотвращению проблемных ситуаций.

Также важно усилить правила использования электросамокатов с целью обеспечения безопасности и повышения качества шеринга. Эти правила включают в себя запрет на езду вдвоем, спешивание на пешеходных переходах, предостережение от выезда на проезжую часть в случае наличия тротуара, а также недопущение движения по центральной полосе дороги и использование левой полосы для передвижения. В рамках ассоциации мы работаем над запуском Школы вождения, программы обучения пользователей правильной и безопасной эксплуатации электросамокатов.

Мы призываем к сбалансированному регулированию, которое учитывает как интересы пользователей, так и обеспечив рабочие условия для бизнеса.