Министерство цифровых технологий 27 октября объявило об отмене «мобильное рабство» в Узбекистане.
Страна шла к этому событию с 2018 года, когда впервые был разработан проект положения, описывающий переход с одного оператора к другом с сохранением номера. Документ приняли в августе 2020 года. Однако реализации мешало отсутствие инфраструктуры и оборудования.
Несмотря на то, что техническое решение для отмены «мобильного рабства» было готово еще в прошлом году, процесс затянулся из-за некоторых проблем безопасности и согласования с различными ведомствами.
Как сообщил министр цифровых технологий Шерзод Шерматов, за первую неделю услугой переноса абонентского номера воспользовались больше 1000 человек.
Читайте по теме: Карточки: как сменить оператора связи и сохранить номер
Spot поговорил с представителями мобильных операторов о том, как отмена «мобильного рабства» отразится на рынке и конкуренции, какие это открывает возможности для игроков и изменятся ли тарифы на мобильную связь и интернет.
Владимир Добрынин,
основатель Humans Group.
Перенос номера — это стандартная процедура, которую уже протестировали и отработали во многих странах. В Humans мы постарались максимально автоматизировать процесс — это упрощает задачу и работнику в точке обслуживания, и пользователю. Портация занимает всего несколько минут: человек заключает новый договор, ожидает ответ от компании-донора — и становится новым клиентом Humans.
Скоро сможем проводить процедуру в точках продаж уже без бумажных договоров — в электронном виде. Опять же, это и быстрее, и экологичнее. Нам важно, чтобы клиент не тратил время на заполнение бумаг, чтобы процесс был быстрым, понятным, прозрачным.
Как раз поэтому мы сделали услугу переноса номера в Humans полностью бесплатной. Думаю, брать с человека оплату за отмену «мобильного рабства» — это не совсем этично. Для Humans это принципиальная позиция, потому что мы всегда оставляем за клиентом свободу выбора. И за эту возможность человек не должен платить.
Наша продуктовая команда тоже подготовилась к процессу переноса. Хотя радикально менять ничего не пришлось — у нас уже есть бесплатный тариф «Супер ноль», есть удобный конструктор связи, чтобы самому выбирать нужное количество мегабайтов и минут. Мы — честный оператор и не навязываем клиенту услуги, которыми он не пользуется — для новых клиентов это особенно важно, потому что это упрощает задачу переноса и оставляет свободу выбора. Но новые пакеты связи мы тоже разрабатываем — скоро будут апдейты.
Сейчас в основном новую функцию тестируют early adopters, которые первыми осваивают новые технологии и сервисы. В целом, портаций на всем рынке пока не так много, думаю, рано подводить итоги. Но возможность сменить оператора без потери номера — это, конечно, существенный бонус для клиентов. Уверен, что услуга будет пользоваться у узбекистанцев популярностью. Но с точки зрения бизнеса мы пока не заметили особого изменения динамики.
Не ожидаем большого оттока — Humans не так давно на рынке, это молодой сервис, так что мы находимся в стадии роста и только набираем обороты. В целом, статистика во всем мире показывает, что при отмене «мобильного рабства» небольшие операторы только выигрывают — их доля на рынке увеличивается. Рискуют скорее крупные операторы, потому что оставаться монополистом в текущих условиях будет непросто.
Что получат абоненты
У клиентов определенно появится большая свобода выбора. В Узбекистане, например, очень популярны красивые номера — часто человек привязан ментально к этим цифрам, они помогают оставаться на связи с родными и близкими. Раньше пользователь боялся потерять часть контактов после смены номера, а теперь такой проблемы не будет. А значит, теперь можно выбирать оператора в зависимости от качества услуг, условий тарифа, технологических и сервисных возможностей, а не потому, что «номер к нему привязан».
Время посредственных продуктов проходит — теперь придется прилагать усилия, чтобы быть всегда на шаг впереди. Потребуются более смелые, креативные решения. Для клиента это, опять же, бонус, потому что операторы будут больше заботиться о пользователях, уделять большее внимание клиентскому опыту. И не только потому, что конкуренция заставит так делать, а потому что появится реальный шанс кратно увеличить свою долю на рынке. И было бы странно этой возможностью не воспользоваться.
Одним словом, это время возможностей — и для бизнеса, и для клиента. Думаю, появятся новые виды услуг, новые бизнес-модели, возможно, сформируются альянсы между компаниями.
Скорее всего, мы увидим больше экспериментов с ценообразованием. Хочется надеяться, что радикально занижать цены операторы не будут — такие манипуляции обычно не идут на пользу ни рынку в целом, ни самой компании в частности.
Как показывает наш опыт, в Узбекистане все меньше людей считает, что дешево — это обязательно хорошо. В цифровых услугах все больше ценится качество и предсказуемость сервиса, а еще честность и прозрачность. Уровень службы поддержки, условия программ лояльности и кешбэка, дополнительные услуги — например, удобные платежи и переводы, доставка товаров, — вот что имеет значение. Клиентов можно привлечь низкой ценой на старте, но удержать — уже сложнее.
Поэтому будущее за сервисами, которые выполняют роль проводника и компаньона в цифровом пространстве. Такие компании предлагают добавленную ценность, и пользователю хочется обращаться к ним вновь и вновь. В digital-индустрии борьба давно идет не за количество клиентов, а за скринтайм — сколько времени люди проводят в вашем приложении, каким количеством услуг пользуются. Вот что будет иметь значение в долгосрочной перспективе.
В бизнес-модели операторов Узбекистана уже началась эволюция. Доступ к связи и интернету — это коммодити, базовая потребность человека. Чтобы повысить Lifetime Value клиента, недостаточно просто предоставлять услуги связи. Нужно стать компаньоном, цифровым спутником пользователя.
А бизнес-модель оператора слишком ограничивает — в ней мало простора для развития, для эксперимента. Это слишком узкий сегмент рынка — компания быстро достигает потолка и перестает масштабироваться. Поэтому важно исследовать возможности — тестировать новые продукты, подстраиваться под потребности клиента, расти и развиваться вместе с ним, сопровождать его на digital-пути.
Как раз поэтому в Humans мы выбрали модель супераппа. Наша стратегия изначально строилась на том, что сотовые операторы как монобизнес вскоре станут рудиментом. И такие изменения, как отмена «мобильного рабства», в очередной раз напоминают, что наши прогнозы сбываются. Речь не идет о крахе рынка мобильных услуг, просто он уже не будет таким, как прежде. Для кого-то это вызов, но для нас — в первую очередь возможность.
Как поменяется рынок
Мировая практика показывает, что клиенты будут активно переходить к другим операторам — это закономерное следствие отмены «мобильного рабства». И Министерство цифровых технологий максимально упростило процесс, чтобы тот соответствовал мировым стандартам, мировой практике. А значит, рынок будет меняться примерно по тому же сценарию, что в других странах.
Если дополнительных барьеров для портации не возникнет, мы точно увидим рост динамики на рынке, перераспределение долей между игроками. Но это будет здоровая динамика без перекосов — кто-то привлечет новых клиентов, кто-то потеряет процент пользователей. Опять же, все в рамках нормы и здоровой рыночной конкуренции.
Глобально изменение пойдет на пользу цифровой экономике — процент проникновения мобильной связи будет расти, а с ним и уровень цифровой грамотности населения.
Дмитрий Шуков,
Генеральный директор Perfectum.
Отмена мобильного «рабства» сама по себе не является услугой связи. Это сервис, организуемый регулятором или государственным органом для обеспечения дополнительных прав абонентов пользоваться тем, или иным оператором без потери номера. Очевидно, с появлением такой возможности рынок станет более конкурентным.
Но в целом не уверен, что рынок изменится драматически. По статистике в странах, где услуга MNP уже давно работает, внедрение не привело к существенным изменениям. Конечно, определенные изменения произойдут, но в целом доли рынка не изменятся значительно. По крайней мере это не произойдет быстро.
Дополнительные возможности появятся у операторов с более привлекательными ценами и/или новыми услугами. Соответственно, с новыми вызовами столкнутся те, кто начнет отставать по критерию цена/качество.
Не думаю, что операторы начнут резко снижать цены. Практика показывает, что внедрение внедрение MNP не приводит к резкому снижению тарифов. Эти вещи не связаны напрямую.
Владислав Булатевич
начальника отдела маркетинга Mobiuz.
Подготовка к запуску услуги MNP проводилась в течение нескольких лет. Работы координировались Министерством цифровых технологий и Республиканским центром управления сетями телекоммуникаций.
Прежде всего, изучался международный опыт — наши специалисты посетили офисы зарубежных операторов связи, общались с экспертами, получили с первых рук аналитические сведения о работе системы, преимуществах, возможных рисках. Мы подготовили специалистов для работы с системой. Проводилась закупка, установка и настройка необходимого технического оборудования и программного обеспечения. Соответственно, были оценены различные риски по направлениям маркетинга и продаж.
К моменту запуска MNP мобильный оператор Mobiuz уже был для абонентов одним из самых привлекательных в плане продуктов и услуг, а также в плане технической и технологической подготовленности. Так, на всех наших тарифных планах действуют безлимитные звонки по Узбекистану.
Абоненты по достоинству оценивают все наши достижения. Поэтому в случае с Mobiuz речь не идет о большом или непрогнозируемом оттоке. С момента запуска MNP компания находится в выигрышном положении, привлекая больше новых абонентов.
Следует отметить, что MNP — это большое удобство для населения и лишь дополнительный инструмент привлечения новых и удержания действующих абонентов. Международный опыт, в том числе в странах СНГ, показывает, что MNP не сыграл решающую роль в изменении конъюктуры рынка. Эффект от внедрения можно рассматривать в долгосрочной перспективе.