В феврале прошлого года Центральный банк объявил конкурс на создание символа узбекского сума. В начале июня 2022 года был объявлен победитель. Работа, выигравшая конкурс, вызвала много вопросов и обсуждений.
В частности, интернет-пользователи обратили внимание, что символ похож на логотипы некоторых компаний, например, In-Core Systèmes.
Позже в регуляторе отметили, что работа будет доработана совместно с зарубежными специалистами.
В начале октября стало известно, что после критики общественностью выбранного в прошлом году символа сума экспертная комиссия приостановила процесс его утверждения. Центробанк рассматривает вариант по улучшению имеющегося символа или повторном проведении конкурса.
Spot поговорил с экспертами из различных областей о конкурсе, судействе и эксперименте с использованием неутверждённого и невыбранного знака сума.
сооснователь центрально-азиатского фестиваля креативных коммуникаций Jolbors Festival.
За 12 лет проведения главного центрально-азиатского фестиваля для рекламистов, маркетологов, дизайнеров, продакшн-студий, специалистов по коммуникациям с конкурсом лучших решений мы особое внимание уделяем определению победителей.
В любом конкурсе важна объективная и прозрачная оценка экспертов, иначе в конкурсе не будет никакого смысла. Для этого важно, чтобы в составе жюри были как представители локального рынка, которые понимают его особенности и культурные коды, так и признанные международные эксперты сферы. Не малоизвестные эксперты, а те, чей профессионализм подтвержден международными наградами, к примеру.
Также важно, чтобы это были профессионалы-практики, которые всё ещё ведут свою деятельность и продолжают создавать значимые и успешные проекты в индустрии. Только такой подход делает награду действительно ценной и показывает серьёзность и непредвзятость организаторов и объективность конкурса.
соавтор концепции знака лари (₾) и руководства по его внедрению.
Первое, что стоит учесть при организации конкурса на символ валюты, это дать исчерпывающее его описание, в том числе ответить на вопрос «это конкурс чего: концепции или конкретного исполнения концепции?» Это важно, так как конечный продукт такого конкурса ложится в основу дизайна множества графических элементов.
Считаю, после выбора концепции намного правильнее подключить профессионалов, которые доведут выбранный знак до финальной готовности и удержат баланс между «национальным колоритом» и «международной практикой». Важно не забывать, что этот знак должны узнавать, понимать, писать и/или печатать обычные люди, в том числе — иностранцы.
В этом плане самым очевидным и «легким» путем выглядит использование двух параллельных линии и инициала названия валюты (если есть возможность — с родным, уникальным алфавитом). Примеры этого пути — наш знак лари (₾), а также армянский драм, в меньшей степени знак рубля. У нас были варианты без двух линии, но от таких концепции отказались в угоду интуитивности и узнаваемости знака.
Самое большое заблуждение, которое формируют такие конкурсы, это то, что такой знак будет существовать в одном обличии. Наверное, так случилось из-за знака евро (€), у которого даже есть памятник.
В реальной жизни для каждого шрифта знак используется по-своему. Использование же одного варианта со всеми шрифтами делает его чужеродным объектом. Исходя из этого важнейший этап внедрения любого знака — работа с дизайнерским сообществом и с type foundries (разработчики шрифтов — прим. Spot) во всем мире.
Например, когда мы внедряли знак лари (₾), Национальный банк Грузии отдельно заказал правила использования знака, а также адаптации для нескольких десятков популярных шрифтов.
В итоге, после того, как было обеспечено понимание строения и основных принципов использования нового знака, он вошел в обиход и постепенно стал частью повседневности.
арт-директор студии Артемия Лебедева, инициатор внедрения знака рубля (₽).
Новость о том, что выбранный в прошлом году знак сума будет пересмотрен — хорошая. Поскольку в этом знаке есть критичные недостатки. Среди них отсутствие элементов, характерных для символов валют, в частности перечёркивающих штрихов. Это не делает его интуитивно понятным, а простая, на первый взгляд, форма требует крайне точного рукописного воспроизведения, иначе знак рискует превратиться в непонятную «закорючку».
Новость хорошая, но если не изменить подход к выбору победителя, то результат рискует быть примерно таким же. Без привлечения профессионалов экспертного сообщества — не только к созданию, но и утверждению символа, — можно наступить на те же грабли.
Ведь именно специалисты в дальнейшем должны внедрять его в различные шрифтовые гарнитуры: антиквенные с засечками и штрихами разной толщины, декоративные, сверхжирные, сверхузкие и так далее.
креативный директор сети магазинов Ishonch Savdo, сооснователь и креативный директор Testo by Zamira&Co
Как ни крути, цены во всех отраслях регулярно меняются.
Я уже много лет работаю в розничной торговле и общепите, и одна из специфик этих сфер — ценники здесь всегда на виду. И так как в Узбекистане пока нет общепризнанного символа сума — для нас это проблема.
Например, мы в Testo делаем меню на трёх языках: узбекском, русском, английском. И сложность визуального исполнения в том, что название валюты на разных языках выглядит по-разному. Ломается дизайн, под каждый язык приходится подстраиваться.
Когда 1,5 года назад мы увидели символ, который разработали MA’NO Branding, нам он очень понравился и мы решили провести эксперимент. Несмотря на то, что он не был официально признан, мы включили его в наше меню и убедились в его практичности.
Символ привнес нам чистый и аккуратный вид, а это решило стоящую перед нами задачу. Наши гости отлично его воспринимают, и если говорить о народном признании, то у символа от MA’NO оно точно есть.
дизайн-директор брендингового агентства MA’NO Branding.
Как человек, который в брендинге уже много лет, я поддерживаю необходимость для страны отличительного символа валюты. Этот элемент может показаться незначительным, но он имеет не только практическое значение. Это мощное визуальное отражение национальной идентичности и финансовой гордости. Он способен укрепить чувство единства и патриотизма среди граждан.
Когда мы создавали свою версию символа, мы очень глубоко изучили эту тему и пообщались с экспертами, которые знают о ней все. Мы консультировались с теми, кто имеет опыт внедрения знака валюты.
И я с уверенностью могу сказать, что наша команда талантливых дизайнеров и стратегов теперь хорошо разбирается в тонкостях создания символа.
Мы открыты к сотрудничеству и готовы помочь не только в проведении конкурса Центрального банка, но и в любом аспекте нашей работы, которая будет соответствовать главной цели — утвердить символ сума.