10 лет назад — в 2013 году — в Узбекистане был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг, в котором граждане и предприниматели могут получать справки, подавать различные заявки, регистрировать компании и пользоваться множеством других услуг онлайн.
На сегодняшний день на сайте доступно 549 услуг. Постановлением президента поручено к концу следующего года довести эту цифру до 700, из них 65% должны оказываться в автоматическом режиме.
Несмотря на значительные подвижки, Узбекистан все еще отстает в вопросах цифровизации госуслуг. Так, в прошлом году страна заняла 69-е место в рейтинге ООН «Исследование электронного правительства». В ближайшие годы Узбекистан намерен войти в топ-30 рейтинга.
В последнее время государственные услуги стали доступны в некоторых финтех-сервисах. Так, платежные организации добавляют в функционал своих приложений некоторые госуслуги, чтобы расширить спектр вопросов, который пользователи могут решить не выходя из приложения.
Как финтех и банки могут повлиять на развитие сферы цифровых государственных услуг, что тормозит развитие и какие есть перспективы, Spot поговорил с соучредителем, советником по юридическим вопросам и сотрудничеству с государственными органами Click Ильхомом Азимовым.
Вызовы цифровизации
Путь цифровизации государственных услуг и внедрения практики электронного правительства начался еще в 2013 году, когда заработал Единый портал интерактивных государственных услуг. В настоящее время оцифровано более 60% услуг. Не оцифрованными остаются около 280 услуг. На то есть объективные и субъективные причины.
Объективно, часть услуг не поддаются полной цифровизации. К примеру, получение водительских прав или подтверждение личности у нотариуса. Поскольку при получении данных услуг применяется идентификация по отпечатку пальца и без личного присутствия не обойтись.
Дополнительно, в офлайне остаются услуги по лицензированию определенных товаров и услуг: пиротехника, специальные виды товаров, медицинское освидетельствование, а также другие виды регистраций, где необходима дополнительная проверка фактов.
Из тех услуг, что сейчас в процессе полной оцифровки, можно отметить оформление выхода на пенсию, регистрацию, оформление и доставку автомобильных номеров. Эти процессы всегда сопровождаются излишними бюрократическими процессами.
В идеале должно быть взаимодействие между базами данных госорганов. Такая возможность была создана в 2020 году Центром «Электронного правительства» путем запуска Межведомственной интеграционной платформы.
На сегодняшний день данная платформа ежемесячно обрабатывает более 100 млн запросов государственных органов. Благодаря электронному взаимодействию госорганов через платформу за последние два года была отменено около 100 видов разных справок, которые раньше запрашивали у граждан и субъектов предпринимательства.
Также возможно оцифровать:
- услуги в сфере регистрации автотранспорта (купля-продажа автомобиля, его регистрация
и т. д. ); - разрешения на аэрофотосъемку или копирование картографических материалов;
- согласование маршрутных схем перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов автомобильным транспортом по Узбекистану;
- регистрация некоммерческих негосударственных организаций и др.
Кроме того, не все услуги полностью автоматизированы — в некоторых продолжает присутствовать человеческий фактор. В частности, многие справки на ЕПИГУ можно получить онлайн, затем скачать документ в формате pdf, но для формирования этой справки сотрудник архива должен сначала в офлайн-режиме найти документы. В тоже время отсутствие или неполная интеграция межведомственного электронного документооборота рушит сам принцип полной автоматизации процесса. К примеру, при постановке запрета на продажу квартиры приходится проходить и оплачивать процедуру дважды — первый раз у нотариуса, второй — в кадастровом агентстве, поскольку у них нет полной интеграции.
Таким образом, мы говорим не только о конкретной услуге, но в целом об оцифровке архивов и ведении текущего документооборота онлайн. Еще один пример, получение справки о разводе. Услуга де-юре считается онлайн-услугой, а де-факто — это скорее смешанный тип, когда часть процесса все-таки зависит от работника архива.
По моему мнению, развитию всей сферы препятствует разрозненность работы различных госведомств.
У каждого ведомства собственная система безопасности с разной степенью защиты. Например, у Министерства юстиции защита может стоять выше, чем у Министерства инновационного развития. Такие различия составляют сложности в обмене информации между ведомствами, что является барьером для интеграции в единую базу. Скоординированная работа позволит не потерять фокус и темп.
Многое зависит от подготовленности ведомства. К примеру, одно из самых сложных в этом плане, на мой взгляд, — это Министерство здравоохранения. Казалось бы, сведения о гражданах уже есть в оцифрованном виде, но все равно несколько раз в год поликлиники собирают их офлайн. Нет электронной базы посещений и историй болезни, прививок.
В целом цифровизация госуслуг — это многоотраслевая задача, в которой должны принимать участие практически все ведомства. Сейчас они имеют свою методологию процессов исходя из собственного набора государственных функций.
На мой взгляд, успех будет достигнут, если ведомства выработают схожую стратегию развития сектора, состоящую из нескольких этапов:
Реинжиниринг, или проще говоря пересмотр самих процессов внутри госведомств. Государственные органы должны стремиться к интеграции и унификации процессов.
Цифровизация, или процесс превращения аналоговых данных и рабочих процессов в цифровой формат.
Наполнение данными единой платформы со стороны министерств и ведомств.
Доступность сервисов населению.
Все эти этапы взаимосвязаны друг с другом и один без другого не сработает.
Успешный пример Казахстана
На сегодняшний день около 60% государственных услуг осуществляются дистанционно, что отражено в глобальном рейтинге развития электронного правительства ООН от 2022 года, в котором Узбекистан занимает 69 место среди 193 стран мира, рядом с Брунеем, Колумбией и Черногорией. В предыдущей версии рейтинга от 2020 года страна занимала 87-е место — между Вьетнамом и Индонезией. Стоит отметить, что в глобальном рейтинге развития электронного правительства ООН от 2022 года отражено куда меньшее количество цифровых сервисов, чем доступно сейчас, и я более чем уверен, что в новом рейтинге позиции Узбекистана существенно поднимутся.
В рейтинге лидером среди стран Центральной Азии является Казахстан, занимающий 28 место. Кыргызстан занимает 81 строчку, Таджикистан — 129, и Туркменистан — 137, сильно отстав от Казахстана и Узбекистана.
Казахстан является ярким примером синергии государства и частного сектора. Они запустили государственную программу по цифровизации в 2010 году. Кроме того, у них лучше получилось воплотить четыре важных фактора, о которых я говорил ранее.
Уникальность ситуации заключается в том, что к госпрограмме активно подключился частный сектор в виде банков (Kaspi, Halyk bank и другие). Они получили доступ к платформе и сразу поставили предоставление услуг на качественные коммерческие «рельсы».
Например, Kaspi в сотрудничестве с несколькими ведомствами запустил сервис по регистрации автомобиля онлайн — удаленно можно продать, купить и перерегистрировать авто, оплатить пошлины и взносы, выбрать номер. В результате, в 2021 году каждый третий автомобиль в Казахстане был зарегистрирован через Kaspi, а всего разделом «Госуслуги» в приложении воспользовались 7 млн человек.
В Узбекистане процесс создания и наполнения платформы все еще идет. Уникальность в нашей стране заключается в следующем: розничные услуги предоставляют финтех-компании — платежные организации, в Казахстане этим занимаются банки. Скорее всего, мы повторим опыт успешной цифровизации Казахстана с одним условием, что розничные услуги будут предоставляться через финтех-организации, так как они являются лидерами на рынке по количеству пользователей, к примеру, в настоящее время только у Click более 12 млн пользователей.
Но для повторения успешного опыта Казахстана важно не забывать и о других сопутствующих факторах. Так, Узбекистан отстает от Казахстана по уровню пенетрации интернета (77% и 92% соответственно), а также по количеству используемых гаджетов (72% и 93%). Это непосредственно влияет на развитие электронного правительства в стране.
Роль платежных организаций
Платежные организации могут помочь сильно ускорить процесс цифровизации, потому что это их стихия. У таких организаций есть все ресурсы — нужные продуктологи/проджект-менеджеры, кто поможет с оформлением бизнес-процесса, программисты, которые реализуют работу, финансисты, которые помогут с правильными проводками, если это необходимо.
Самое важное — это то, что мы, например, как платежная организация, будем относиться к каждой услуге как к продукту. Это означает, что это будет удобно, легко и понятно и для клиента, и для государства.
С октября прошлого года, правительство дало разрешение на подключения к базам данных госорганов коммерческим организациям — к примеру банкам и финтех-компаниям. Один из форматов работы с этой платформой — была запущена система онлайн-идентификации граждан, что дало толчок в развитии многих онлайн-продуктов, к примеру открытие виртуальных банковских карт и скоринга.
То есть проводя онлайн-идентификацию финтех-компании сверяют полученные от пользователя с биометрическими данными паспортной (ID) госбазой. Это дает возможность открывать пользователям онлайн-карты — не нужно ходить в банк, тратить время. А Click благодаря такой глубокой интеграции, с согласия пользователей может сам подтягивать данные по идентифицированным пользователям — данные по автомобилю и все что с ним связано — права и техпаспорт.
К примеру, мы успешно интегрировали продажу страховки и тонировки автомобиля в наше приложение. Мы запустили продажу страховки в середине июня, и сейчас уже более 17 тыс. страховок ОСАГО оформлено через Click.
Это достаточно удобно, потому что вы видите все услуги, касающиеся вашего автомобиля. Это был успешный процесс интеграции с МВД и страховыми компаниями. Недавно совместно с Министерством юстиции запущен новый сервис — выдача онлайн доверенности для управления автомобилем.
Запросы в госбазу для Click и других платежных организаций платные — от 0,1% до 2% БРВ. Есть исключения только по 26 формам запроса, которые предоставляются бесплатно. Это нормальная практика и это дополнительные поступления в бюджет.
Но мы устанавливаем символическую комиссию. Потому что для платежных сервисов — это больше про имиджевую историю, так как мы не можем брать большую комиссию за государственные услуги.
За символическую плату пользователи получают удобство, экономию времени и денег на транспортных расходах и стоянии в очереди. Поэтому это считается win-win ситуация. Кроме того, пользователям, которые прошли удаленную идентификацию даже не нужно тратить время на заполнение полей.
Расширение спектра услуг, предоставляемых в приложении, также позволит привлечь в наш сервис новых пользователей и создать дополнительные удобства для постоянных клиентов. На примере нашего сервиса «Мое авто» мы видим востребованность и интерес у пользователей, так как за 5 месяцев сервис посетили и воспользовались услугами более 1,1 млн человек.
В целом, ожидается, что в будущем неизбежно все государства будут проходить путь цифровизации. Вся мировая экономика будет построена на цифровых технологиях.
По моему мнению, процесс цифровизации не завершится никогда. С внедрение искусственного интеллекта сам процесс цифровизации видоизменится. Людям уже не нужно будет подавать заявки онлайн, чтобы получить справки. Вся информация будет автоматически генерироваться в личном кабинете.