20 декабря в Министерстве экономики и финансов прошла встреча замминистра ведомства Ахадбека Хайдарова и замглавы Минздрава Эльмиры Баситхановой с производителями газировок по поводу введения акциза на сахаросодержащие безалкогольные напитки в размере 500 сумов за литр.
Минздрав отметил, что изначально энергетические напитки предназначались для спортсменов. Сейчас употребление энергетиков рекламируется среди молодежи и маленьких детей — лиц до 25 лет, которые не могут принимать осознанные решения. В результате это приводит к зависимости среди молодых людей, что создает угрозу для их здоровья.
«Самое главное, чтобы предотвратить вредное влияние употребления энергетических напитков, Всемирная организация здравоохранения рекомендует его [сахаросодержащие безалкогольные напитки] облагать акцизным налогом, чтобы уменьшить чрезмерное употребление, снизить доступность», — сказал чиновник из Минздрава.
На вопрос руководителя Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Альфии Мусиной о проведенных исследованиях на тему негативного влияния энергетиков и газировки в Узбекистане сотрудник ведомства ответил, что у Минздрава было мало времени для изучения проблематики в стране, подчеркнув, что есть международный опыт на основе ВОЗ, который не надо дополнительно доказывать.
Директор Института здоровья и стратегического развития Нодира Алиханова заявила, что введение акцизного налога является лишь одним из способов балансирования питания населения, особенно среди детей и подростков.
«Проведение исследований — особенно эпидемиологических, когда в исследование входит большое количество респондентов — это очень дорогостоящее исследование, это не каждая страна может позволить себе, с одной стороны. С другой, не совсем понятно, зачем нам дублировать эти исследования. В мире их уже такое количество, что я думаю это уже прописано как истина», — отметила она.
Представители бизнеса выступили против дискриминации, когда для борьбы с сахарным диабетом и ожирением акциз вводится только на газировки, но при этом другие сахаросодержащие продукты игнорируются. Они подчеркнули, что необходим комплексный и системный подход к оздоровлению населения, так как введение акцизного налога — одна из 20 рекомендованных ВОЗ мер.
Производители газировок акцентировали внимание на том, что в развитых странах перед вводом ограничительных мер проводится ряд исследований и проблема обсуждается на встречах с представителями индустрии. Например, бизнес узнал о введении акциза из бюджетного послания в Олий Мажлисе, а законопроект не был опубликован для обсуждения на портале СОВАЗ.
Из-за дороговизны исследований частный сектор оплатил и выразил готовность предоставить результаты исследования компании Euromonitor по потреблению упакованной продукции в Узбекистане.
Так, компания Coca-Cola Uzbekistan предложила за свой счет пригласить специалистов из США и Европы для изучения проблемы потребления газировок. Однако Эльмира Баситханова отказалась от предложения, мотивировав тем, что эксперты будут говорить то, что хотят производители.
По словам финансового директора местной Coca-Cola Сайеда Адиля Джафри, компания планирует инвестиции на 3−4 года вперед — в частности, сейчас вкладываются средства в строительство заводов в Самарканде и Намангане. Ввод дополнительных налогов влияет на себестоимость, вынуждая повышать цены, что снижает объем продаж и в целом негативно сказывается на бизнесе.
«В этой ситуации, будучи бизнесменами и инвесторами, нам, возможно, не стоит инвестировать в Самарканд и Наманган? Мы инвестируем почти $200 млн в следующие три года, а уже инвестировали $150 млн за последние три года. В этой ситуации мы, как предприниматели, вынуждены пересмотреть планы», — поделился он.
Представитель Coca-Cola отметил, что индустрия газированных напитков пострадает от акциза из-за снижения продаж, инвестиций и найма сотрудников под новые проекты. Сайед Адиль Джафри призвал не дискриминировать одну отрасль, а распространить меру на все источники потребления сахара.
Баситханова аргументировала позицию ведомства рекомендацией ВОЗ, введением акциза в 108 странах мира и агрессивной рекламой газированных напитков по телевизору. После все представители Минздрава, кроме одного специалиста, ушли со встречи, сославшись на совещание у министра.
Директор по инновациям PepsiCo Bottler in Uzbekistan Музаффар Салижанов рассказал, что сумма инвестиций компаний PepsiCo и Coca-Cola до 2026 года составляет как минимум $150 млн, а в пятилетней перспективе — $250 млн.
«Сейчас мы приостановили [инвестиции] в строительство двух заводов, поэтому мы должны рассмотреть экономическую сторону этого [введения акциза на газировки], — заявил он. — Сколько ущерба будет бюджету? Мы должны все это просчитать. Самое главное: если мы сократим производство, встанет проблема безработицы. Мы думаем об оздоровлении людей, но оставляем их без работы. Безработный здоровый образ жизни», — резюмировал Салижанов.
Замглавы Минэкономфина Хайдаров пояснил, что вместо выставления предложения о введении акциза на общественное обсуждение ведомство 1 ноября провело пресс-конференцию в Агентстве информации и массовых коммуникаций. Он признал, что необходим дифференцированный размер акцизного налога в зависимости от количества сахара, чтобы стимулировать производителей выпускать напитки с меньшим содержанием сахара.
Размер акциза в 500 сумов за литр замминистра объяснил опытом других стран — в частности России, где акцизный налог составляет 7 рублей (941 сум).
«Можно ли сделать дифференциацию [акцизного налога]? Конечно можно, но, возможно, на следующих этапах мы внесем предложение о введении дифференциации. Вы спрашиваете, почему соки не включены [в список облагающихся акцизом]. Из 108 стран только 42% ввели [налог] на фруктовые напитки негазированные (соки — прим. Spot). Поэтому это тоже может быть следующим этапом» — сообщил он.
Представитель бизнеса отметил, что размер акциза в конечной цене газировки составит не 500 сумов, а гораздо выше — около 800−900 сумов, так как цепочка реализации товара включает цены производителя, дистрибьютора и продавца. Введение акциза приведет к удорожанию местной продукции, которая проиграет конкуренцию товарам из Казахстана и Кыргызстана, что может привести к росту контрабанды и серого импорта, добавила Альфия Мусина.
«Нам говорят, что мы дискриминируем вас, [но] мы не хотим никого дискриминировать. Вы говорите верно: не только на газированные напитки, но и на негазированные напитки они [Минздрав] дали рекомендацию [о введении акциза]. Но мы, возможно, рассмотрим это на следующих этапах, внесем предложение в правительство», — поделился замминистра.
Хайдаров заявил о готовности рассмотреть введение дифференциального подхода к акцизному налогу на газировки и обсудить предложение с бизнесом. Тем не менее, чиновник выступил за то, чтобы налог применялся на все градации вне зависимости от количества сахара в продукции.
На третьем часу разговора замглавы Минэкономфина на просьбы бизнеса отложить введение акциза ответил, что решение о применении налога с 1 апреля уже утверждено Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса.
Кроме того, производители пожаловались на введение маркировки с марта следующего года, отметив, что оператор системы маркировки в Узбекистане CRPT Turon попал 12 апреля этого года под санкции США, что исключает возможность сотрудничества с ним из-за вторичных санкций. Также покупка оборудования для маркировки обойдется в несколько миллионов долларов.
Позже в пресс-службе CRPT Turon сообщили, что компания не находится под американскими санкциями. В июле 2023 года в составе совместного предприятия Digital Holding, являющегося учредителем CRPT Turon, произошли изменения: доля подсанкционной Digital Invest снизилась с 51% до 46,1% в уставном капитале.
«Если акцизный налог будет введен, наши цены вырастут значительно — около 25% в этом году (включая инфляцию и девальвацию — прим. Spot). Это обрушит спрос и объем [производства]. В этом случае нам не надо инвестировать, — посетовал представитель Coca-Cola. — Произойдет повышение примерно на 25% для поддержания прибыльности — около 25% для сохранения маржи. Это определенно повлияет на потребление [газировок]», — отметил Сайед Адиль Джафри.
На вопрос Ахадбека Хайдарова про влияние прошлогоднего снижения ставки НДС с 15 до 12% финансовый директор Coca-Cola сообщил, что соотношение снижения НДС и введения акциза — 1 к 3, то есть государство дало 1 сум за счет уменьшения НДС, но планирует забрать 3 сума путем нового налога.
«У нас есть возможность дальше обсуждать. Я не хочу врать, что этот закон будет одобрен Сенатом. У нас есть время, чтобы еще раз в следующем году, если у вас есть предложения по совершенствованию налогообложения, мы готовы рассмотреть ваши предложения, мнения. Мы всегда поддерживаем бизнес — это один из наших приоритетов. Правильно поймите, и все будет нормально» — резюмировал чиновник.
По словам замминистра, поступления в госбюджет от акциза на газировки составят как минимум 312 млрд сумов за девять месяцев следующего года. Также он подчеркнул, что Минэкономфин не намерен увеличивать налоги, а хочет оставить их без изменений в среднесрочной перспективе.
Руководитель Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков обратила внимание на то, что введение акциза на газировки без обсуждения с бизнесом и за пять месяцев до внедрения приводит к непредсказуемости, что является сигналом о неблагонадежности Узбекистана в глазах иностранных партнеров, негативно влияя на инвестиционный климат республики.
Минэкономфин и производители договорились встретиться повторно для обсуждения проблемы скорого внедрения маркировки на газировки.
Ранее Spot писал, что с 2024 году изменится налогооблагаемая база налога на имущество юрлиц.