Экономика центральноазиатских стран имеет шансы сохранить высокие темпы развития. Однако они зависят от целого ряда внешних факторов, сообщается в свежем отчёте Всемирного банка по Европе и Центральной Азии.
По итогам текущего года ожидается рост совокупного ВВП на 4,8%. Аналитики организации пересмотрели свой прогноз в сторону повышения на 0,8 процентов — главным образом за счёт более благоприятных условий в Казахстане, обеспечивших дополнительный процент к ВВП.
Также сохраняется в силе осенний прогноз для Узбекистана. В 2023 году рост незначительно снизится по сравнению с предыдущим годом и составит 5,5%, а затем немного ускорится.
В Кыргызстане и Таджикистане экономический подъём, скорее всего, замедлится или останется на текущем уровне. На потреблении в этих странах негативно сказывается сокращение денежных переводов от трудовых мигрантов, работающих в России.
Аналитики ожидают среднегодового роста региональной экономики в 2024—2025 году на уровне 4,7%. Но достичь этого показателя позволит замедление инфляции, а также сохранение позитивной конъюнктуры на внешних рынках.
Продолжение рецессии в мировой экономике и снижение цен на сырьевые товары входят в число главных рисков наряду с дальнейшим спадом переводов из России. Кроме того, усиление контроля за соблюдением санкций может дестабилизировать региональную торговлю.
Еще одним фактором, способным замедлить рост в Центральной Азии, эксперты считают затяжное и медленное восстановление российской экономики. В этом случае сокращение трансграничных переводов также может усилиться.
Развитие стран региона в долгосрочной перспективе очень сильно зависит от эффектов изменения климата, подчеркивают в ВБ. На передний план с учетом преобладания в структуре ВВП водоемкого сельского хозяйства и гидроэнергетики выходит вопрос доступа к воде.
Экономика региона все более чувствительна к колебаниям уровней осадков и грунтовых вод. Частный сектор, способный стать «локомотивом» перехода к более экологичной экономике, во многих странах не развит.
Госсектор всё ещё играет избыточную роль в экономике, отмечает ВБ. Вместе с тем эксперты выделили стратегию «Узбекистан-2030» как пример понимания потребности в неотложных структурных реформах.
В России по итогам года ожидается рост ВВП на 1,6%, хотя до этого прогнозировалось продолжение спада. Однако в дальнейшем из-за нехватки мощностей, дефицита на рынке труда и ограниченного доступа к технологиям темпы замедлятся до 1,1%.
Из субрегионов ЕЦА наивысшие после Центральной Азии темпы роста за этот год ожидаются в Турции (4,2%) и на Южном Кавказе (3,3%). В ближайшие годы показатели будут выше всего на Кавказе и западных Балканах (3,3%).
Ранее Spot писал, что ВБ ожидает небольшого сокращения денежных переводов в Узбекистан.