2023 год стал периодом укрепления позиций онлайн-торговли в стране. Рост объемов продаж, внедрение новых технологий и усиление конкуренции среди маркетплейсов сделали этот год важным этапом в развитии сферы.
В последние годы e-com в Узбекистане начал активно расти. Видным и крупным игроком становится Uzum, зарубежные компании, видя потенциал роста в Узбекистане, активно вкладываются в развитие сервисов в нашей стране. Так, российский маркетплейс Wildberries не только увеличивает количество пунктов выдачи заказов, но и строит инфраструктуру в виде нескольких логистических центров. Другая российская e-commerce платформа — Ozon также начала работать в Узбекистане.
Прогнозы экспертов относительно будущего года весьма позитивны. Ожидается дальнейший рост рынка. По прогнозам KPMG рынок будет расти на 40% в год и к 2027 году достигнет объема в $1,76 млрд. Согласно позитивному сценарию, рынок может вырасти в 7 раз, достигнув отметки $2,16 млрд.
Согласно управляющему партнеру MOST Ventures, Алиму Хамитову, маркетплейсы будут стимулировать инновации в B2B финтехе, так как они обслуживают не только потребителей, но и предприятия.
В целом в следующем году в сфере ожидаются важные события: рост онлайн-продаж, появление новых участников на рынке и улучшение финансовых услуг. Эти факторы будут ключевыми для развития отрасли. Об этом и других факторах, влияющих на развитие электронной коммерции, а также о перспективах сферы Spot поговорил с генеральным директором Uzum Market Ильшатом Хаметовым, основатель Asaxiy Фирузом Аллаевым и представителями Wildberries.
Ключевые события отрасли
В Wildberries наблюдают значительный прогресс в развитии электронной коммерции Узбекистана. По мнению представителей компании, потенциал огромный, что частично объясняется эффектом низкой базы, но главное — это емкость рынка и его готовность к принятию инноваций.
«В Узбекистане проживает более 36 млн человек, по этому показателю — это второй по значимости рынок для Wildberries, но пока менее 10% населения являются активными клиентами крупных e-com игроков. Рынок только формируется, многое зависит от развития платежных и банковских сервисов, регуляторной базы», — отметили в компании.
По оценке Wildberries, Узбекистан готов к таким изменениям, участники рынка поддерживают развитие онлайн-торговли.
Генеральный директор Uzum Market Ильшат Хаметов отметил, что стремительное изменение привычек пользователей обусловлено в том числе высокой долей молодежи в стране. При этом развитие экосистемы сервисов, когда финтех и онлайн-торговля интегрированы в одном приложении, позволяет создать максимально удобный пользовательский сценарий и повысить доступность товаров для жителей всех регионов страны. Сегодня порядка 45% заказов на Uzum Market оплачивается в рассрочку от Uzum Nasiya, что также создает дополнительные возможности для роста бизнеса продавцов.
«Активность предпринимателей страны и их готовность осваивать онлайн-торговлю стала для нас главным сюрпризом этого года. Сегодня на нашей платформе уже порядка 8 тыс. продавцов, а в следующем году их число вырастет в разы. Если до запуска Uzum Market мы активно объясняли преимущества платформы, то уже через пару месяцев, когда продавцы увидели потенциал маркетплейса, мы получили огромное количество заявок», — признается он.
Сегодня на маркетплейсе ежедневно регистрируются порядка 300 новых продавцов. Причем это как самозанятые, малый и средний бизнес, так и крупные компании, добавляет Хаметов.
Он считает, что ключевыми факторами роста Uzum Market стали широта ассортимента и расширение географии — сотни тысяч товаров стали доступны для жителей даже отдаленных населенных пунктов страны.
«Мы уже присутствуем в 72 населенных пунктах по всему Узбекистану, предоставляя клиентам доступ к более чем 600 тыс. товарных наименований. В условиях конкуренции внутри платформы наши продавцы предлагают лучшие цены, что позволяет сравнить цены и характеристики товаров. Сейчас на Ташкент приходится только 30% заказов, самые активные наши пользователи — в регионах, что дает огромный потенциал для роста», — говорит Ильшат.
По его словам, e-commerce развенчивает миф о том, что самые активные пользователи цифровых сервисов — в Ташкенте. В регионах люди не только умеют, но и хотят совершать покупки через интернет. И сарафанное радио в регионах работает отлично: как только сосед, брат, родственник совершает покупку онлайн или начинает вести свой бизнес на маркетплейсе, его примеру следуют и окружающие.
Партнер исследовательской компании Data Insight Фёдор Вирин же считает, что потребительское поведение никуда пока не движется, и рынок еще не распространился в регионы за пределами столицы.
Эксперт подчеркивает, что главным вызовом для отрасли является «приучение потребителей к интернет-торговле». Перевод из офлайн-сегмента ритейла в онлайн-сферу Фёдор Вирин считает наиболее важной задачей.
Основатель Asaxiy Фируз Аллаев отметил, что в целом 2023 год стал периодом развития и новых возможностей. Появление на рынке крупных маркетплейсов позволило привлечь новых клиентов в такие интернет-магазины, как Asaxiy. В результате продажи выросли в несколько раз, и система была существенно улучшена, включая изменения в инфраструктуре.
«Ситуацию улучшило появление на рынке нескольких крупных маркетплейсов. Теперь миллионы людей могут совершать покупки онлайн. Следовательно, улучшились и логистика, и почтовые услуги. Я уверен, что этот процесс будет продолжаться и в следующем году. Также для рынка Узбекистана нововведением стали пункты выдачи заказов, которые ранее не функционировали», — говорит он.
Генеральный директор Uzum Market также считает, что конкуренция положительно влияет на развитие рынка. Так пользователи смогут сравнить приложения, ассортимент, скорость доставки различных маркетплейсов, но главное — у жителей страны формируется привычка покупать онлайн. И это позволяет расти всей отрасли.
«Например, у нас есть клиенты, которые делают свои первые заказы и пока не до конца понимают, как работает маркетплейс. Иногда бывает так, что клиенты приходят и сразу забирают 10 заказов, просто потому, что думают, что после добавления товара в корзину нужно сразу оформлять заказ. И наши администраторы объясняют, как работает наша логистика, как можно воспользоваться рассрочкой и как вернуть или проверить товар», — подчеркнул Ильшат Хаметов.
Что покупают потребители
В Asaxiy в основном продавали книги, смартфоны, современные гаджеты и бытовую технику. С каждым годом расширяются направления, включая посуду, косметику и спортивный инвентарь. Фируз уверен, что этот тренд сохранится и в 2024 году.
В Wildberries выделяют положительную динамику товаров категории «все для дома». Это включает не только текстиль, но и необычные изделия от местных мастеров, направленные на облегчение быта. Несмотря на то, что Узбекистан импортирует более 79% товаров, местные производители успешно конкурируют с импортом.
Сегодня на Uzum Market наибольшей популярностью пользуются продукты питания, товары бытовой химии и косметика. Все, что необходимо для повседневной жизни, пользуется высоким спросом.
Также узбекистанцы активно покупают смартфоны и гаджеты — привычка покупать электронику онлайн сформировалась за последние несколько лет, именно на гаджетах специализировались первые в стране онлайн-магазины. Осенью традиционно растет спрос на одежду. При этом доля продаж категории fashion за последние три месяца выросла в два раза по сравнению с предыдущим кварталом. Это связано не только с сезонностью, но и с расширением ассортимента на платформе.
Что ожидать в 2024 году
Генеральный директор Uzum Market Ильшат Хаметов убежден в том, что сфера будет развиваться еще более динамично, чем в этом году.
«Мы установили высокий темп и вдохновили всю отрасль. Для наших клиентов мы предоставили отличный сервис с доставкой за 24 часа в любую точку Узбекистана. Сегодня клиентская база активно расширяется. Потенциал роста не ограничится только следующим годом, но в ближайшие несколько лет мы ожидаем значительное увеличение как числа покупателей, так и количества продавцов», — подчеркивает он.
Интерес зарубежных игроков к рынку Узбекистана как раз говорит о потенциале и активном росте, считает Ильшат. И национальным игрокам важно занять свое место на рынке.
«Я уверен, что 2024 год будет для всего рынка интересным. И мы готовы: за этот год мы создали огромную инфраструктуру. Запустили сервис рассрочки, предоставили продавцам возможность получить кредит и запустили приложение, которое позволяет управлять магазином со смартфона. И это только начало», — подчеркнул он.
Ильшат Хаметов отметил, что компания в настоящее время строит складской комплекс площадью 112 тыс. кв м. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса запланирован на июнь 2024 года.
«Сейчас наш склад вмещает практически 10 млн товаров. Запуск нового логистического комплекса позволит расширить ассортимент», — заключил он.
По мнению представителей Wildberries, предстоящий год станет важным этапом в развитии участников рынка, наступит фаза активной борьбы за клиента. В этом контексте не столько стоимость товара, сколько качество предоставляемых услуг станет ключевым фактором.
«Среди новых технологий мы планируем внедрение системы рассрочки для клиентов, финансовую поддержку наших партнеров, включая продавцов, через пополнение оборотных средств. Все эти инновации будут доступны через удобные цифровые сервисы», — отметили в компании.
Они уверены, что это станет новым импульсом для развития не только сферы электронной коммерции, но и смежных отраслей.
Фируз считает, что в наступающем году индивидуальный подход к клиенту выйдет на новый уровень не только в Узбекистане, но и в мировом масштабе. Кроме того, по оценкам Asaxiy, объемы онлайн-продаж в стране в следующем году удвоятся, и на рынке появятся новые участники. Он также предвидит улучшение финансовых услуг.