На протяжении всего 2023 года предприниматели делились книгами, которые повлияли на их личную жизнь и бизнес.
Spot выбрал топ-10 книг, которые были востребованы среди деловых людей Узбекистана в уходящем году.
«Источник», Айн Рэнд
«Все знают произведение „Атлант расправил плечи“ от Рэнд, для меня первым стал „Источник“. В ней описывается творческий путь архитектора, который борется с конформизмом и старается остаться верным своему стилю и взглядам», — охарактеризовал книгу Хикмат Абдурахманов, сооснователь TEAM University. Он советует ее для прочтения всем, кто находится в поиске, кому интересна тема развития личности и противостояния стереотипам в обществе.
Главе трансформации Davr Bank Дамиру Какиеву эта книга нравится тем, что в ней заложена следующая мудрость: если человек во что-то верит, он это оберегает. Это человек, который не меняет свои взгляды под внешним давлением. Источник — это книга про внутреннюю силу, отметил банкир.
Will, Уилл Смит, Мэнсон Марк
«В своей автобиографии американский актер не наводит глянец и не подчищает правду. Вместо искристого образа успешного человека он откровенно показывает настоящего Уилла. Уилла трусишку, врунишку, Уилла, который привык угождать, лишь бы избежать удара. Насколько он был сильным ребенком, которому пришлось пройти через многие семейные трудности: расставание родителей, издевательства сверстников. Пережив это он не сломался, а стал только сильнее. Такие истории всегда дают живой пример того, что нужно идти к своей мечте и цели, несмотря ни на что. После его истории я совсем по-другому начала смотреть на этого замечательного актера, которой в своей жизни абсолютно всего добился сам.
Will — это история о том, как один человек овладел своими эмоциями. История о внутренней трансформации и мощном триумфе. Это книга, которая поможет свернуть горы и напомнит, что нет ничего невозможного", — сказала о книге Ралина Хасанова, основательница La Lavande.
«Маркетинг от потребителя», Роджер Бест
Книгу рекомендует основатель Humans Group Владимир Добрынин. Бест написал учебник по маркетингу, который познакомит новичка с терминами, метриками и механиками, но и опытный менеджер почерпнет в «Маркетинге от потребителя» немало полезного. Например, автор рассказывает о «пленниках» продукта — недовольных пользователях, которые по разным причинам не уходят к конкуренту.
По словам Добрынина, не зря цифровые банки нового формата называют «челленджерами» — они испытывают на прочность конкурентов, которые годами не менялись, держат в «плену» своего потребителя. «Мы в финтехе как раз боремся со старыми продуктами и установками, чтобы предоставить пользователю свободу выбора в индустрии, в которой крайне мало свободы», — говорит он.
«Год, когда я всему говорила Да!», Шонда Раймс
Книга кинопродюсера, женщины из Голливуда — Шонды Раймс. Что интересно, в книге эта wonder woman предстает совсем в ином амплуа. Она рассказывает о своей реальной жизни без прикрас — о жизни женщины, которая строит империю, при этом остается мамой и интересным человеком, любящим жизнь.
«Мне очень нравится, как Шонда рассказывает о любви к своему делу, о женской силе, делании, а не мечтании», — делится впечатлениями Закия Далимова, основательница Walkntalk.
Советуя книгу читателям, она вспомнила любимую цитату из нее: «Мечтают многие. Но, пока они заняты мечтаниями, по-настоящему счастливые люди, по-настоящему успешные люди, по-настоящему интересные, сильные, занятые люди… знаете, чем они заняты? Они заняты деланием».
«Доставляя счастье», Тони Шей
«В Узбекистане многие компании пытаются конкурировать за клиентскую базу, для чего создают большое количество инновационных сервисов. Но самое главное, на мой взгляд, это ориентация на качественный сервис. Важным осознанием для меня после прочтения этой книги стала идея, культура намного важнее стратегии. Это означает, что при создании компании необходимо фокусировать сотрудников на главные цели, в случае Zappos — обеспечить классный клиентский сервис. За счет этого можно построить прибыльный бизнес с большой выручкой. Я помню как они создавали ценности компании, где одной из главных целей был WOW-сервис», — рассказывает Дамир Какиев, глава трансформации Davr Bank.
Фируз Аллаев, основатель Asaxiy и Asаxiy Books, прочитав книгу, сравнивает: «Если мы вывели интернет-магазин Asaxiy на этот уровень, приехав из Бухары, то эта книга заканчивается тем, что Тони Шей, мальчик-мигрант из Азии, создает интернет-магазин стоимостью в миллиард долларов и в конечном итоге продает его Amazon. К сожалению, жизнь Тони Шея была недолгой. Его не стало в 2020 году. Основанная им система управления и контроля является образцом для многих компаний. Потому что до сих пор его считают одним из сильнейших менеджеров мира».
«Карта культурных различий. Как люди думают, говорят и добиваются целей в международной среде», Эрин Мейер
«Желание прочитать эту книгу возникло у меня после модуля в Китае в университете Чжуншань имени Сунь Ятсена. В нашей группе оказались представители России, Нидерландов, Бельгии, Японии, Китая. Было удивительно осознать, что одни и те же вопросы понимаются и разрешаются в разных культурах по-разному», — вспоминает генеральный директор M Cosmetic Денис Косаченко.
«Книга поможет вам узнать о тех нюансах, которые влияют на эффективность коммуникации и ведения бизнеса в разных странах и с людьми разных национальностей. Думаю, она будет полезной и для аудитории в Узбекистане, учитывая, как активно заходит на рынок международный бизнес», — сказал он.
«Мегатренды. Как предсказывать грядущие тренды и видеть то, что упускают другие», Рохит Бхаргава
«Книга будет полезна для стратегов, маркетологов, креаторов и владельцев бизнеса. Внутри книги читателя ждут проверенные методики, с помощью которых можно предсказывать и задавать тренды, определять какая идея «выстрелит» и на что делать ставку.
Книга очень хорошо открывает глаза на вещи, которых мы не замечаем и позволяет видеть то, чего не видят другие. Она помогает взглянуть на глобальный контекст происходящего, при этом замечая детали в трендах.
Во время прочтения могут посещать идеи о том, как дальше развивать свой бизнес или проект, благодаря визионерскому посылу, и быть на шаг впереди конкурентов", — говорит о книге Замира Рахманова, основательница пельменной Testo.
BE 2.0, Джим Коллинз
«Хочу отметить книгу Джима Коллинза BE 2.0, которого мы знаем по „От хорошего к великому“. Автор рассказывает об историях апгрейда легендарных бизнесменов, управленцев, когда им приходится открыть себя заново. Коллинз изучил для этого сотню компаний и личностей и делится в книге своими умозаключениями. В процессе чтения увидел много полезного для себя в этой книге. В свои 41 тоже задумываюсь о том, над чем работать, как далее развиваться. К примеру, занимаюсь преподаванием для 3 курса по предметам международные бизнес-стратегии и предпринимательское мышление», — говорит Хикмат Абдурахманов, сооснователь TEAM University.
«Холакратия», Брайан Дж. Робертсон
«Существуют различные системы управления корпоративной культурой в компании.
Холакратия — это революционный подход в менеджменте, где предоставляется возможность каждому члену команды почувствовать себя лидером, ставить себе цели и действовать. С помощью этой технологии управления можно создать команды, которые будут сами себе ставить амбициозные цели, брать на себя ответственность за их реализацию, владеть полномочиями, соответственно они будут быстро работать, эффективно общаясь друг с другом на пути к следующей цели.
В данной системе не нужно управлять людьми: каждый сам знает, что нужно сделать. Система, когда руководитель высшего звена ставит всем сотрудникам компании цели, давно устарела" — объясняет, рекомендуя книгу Дамир Какиев, глава трансформации Davr Bank.
Factfullnes, Ханс Рослинг
«Книга, которая учит читателя мыслить, основываясь на фактах, о том, что мир не хуже и не лучше, чем мы себе представляем. Содержание наводит читателя на мысль о том, что если мы будем жить, думать, работать основываясь на реальных фактах, наша жизнь станет лучше.
После того, как я дочитал ее, мое мнение о некоторых странах и проблемах нашего общества изменились. Фактически я стал смотреть на мир, окружение, события, информацию в СМИ другими глазами. Прочитав ее, могу сказать, что эта книга, которая заставит вас взглянуть на мир иначе", — делится Фируз Аллаев, основатель Asaxiy и Asaxiy Books.