Для снижения атмосферного загрязнения в Ташкенте предлагается ограничить движение автотранспорта и принять другие меры. Об этом сообщает Минэкологии.
Рост загрязнения воздуха в столицы и других крупных городах связан с увеличением выбросов от автомобилей, а также ТЭС. За последние два года количество автотранспорта в Узбекистане выросло почти на треть — с 3,14 до 4,6 млн.
Ежедневно по Ташкенту передвигается 730 тыс. машин, еще 160−300 тыс. въезжают из регионов. Основная часть авто использует бензин АИ-80, который выделяет больше выбросов по сравнению с более современными марками.
Увеличение потребности в энергоресурсах приводит к сжиганию все большего количества углеводородов. В министерстве особо выделили сжигание мазута на ТЭЦ — 3 тыс. тонн только в декабре — как источник резкого загрязнения воздуха.
Кроме того, в последние годы выросло потребление угля, составившее 6,7 млн тонн в 2023 году. При его сгорании выделяется сажа, оксиды серы, углерода и азота.
В силу географии ветер в Ташкенте не циркулирует, что не позволяет загрязненному воздуху покинуть город. Ситуацию усугубляет незаконная вырубка 49 тыс. деревьев, а также продолжение строительства без утвержденного генплана в нарушение моратория.
Минэкологии предлагает запретить использование топлива категории ниже Евро-4, включая бензин АИ-80. Также может быть введен запрет на движение в Ташкенте авто, выпущенных до 2010 года.
Параллельно с этим предусмотрено введение льгот и субсидий за покупку современных машин, в том числе электромобилей. Общественный транспорт тоже планируется перевести на электроэнергию, газ и другие альтернативные виды топлива.
Еще одна инициатива — ограничение движения грузовых авто массой более 3,5 и 12 тонн в часы пик (7:00 — 10:00, 17:00 — 20:00). Кроме того, предлагается ввести правила вождения в «четные» и «нечетные» дни, а также организовать на центральных улицах свободные от автотранспорта зоны.
Минэкологии подчеркнуло важность более строгого контроля за соблюдением моратория на строительство. Другие меры включают запреты на промышленное использование угля в близких к столице районах и на использование мазута как резервного топлива на ТЭЦ.
Наряду с этим планируется создавать внутри Ташкента искусственные водоемы, а вокруг — высадить «зеленый» пояс. Наконец, по городам предлагается установить табло и мониторы, которые будут отображать индикаторы качества воздуха на базе данных со специальных станций.
Ранее Spot писал, что частным дорожным камерам в Узбекистане разрешили фиксировать экологические нарушения.