9 января в Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков прошла встреча на тему внедрения с 1 марта 2024 года цифровой маркировки на воду и безалкогольные напитки с участием представителей бизнеса, представляющих около 95% рынка напитков Узбекистана.
Изначально запустить маркировку бутилированной воды и безалкогольных напитков планировалось с 1 октября 2022 года. Однако Кабинет министров распорядился перенести вступление требования в силу на девять месяцев.
30 июня 2023 года, за день до начала обязательной маркировки, правительство повторно отсрочило внедрение данного требования до 1 марта следующего года. Решение было принято с целью «обеспечения полного создания необходимых технических возможностей и для защиты прав потребителей».
Кроме того, с 1 апреля Министерство экономики и финансов вводит акциз на газировки в размере 500 сумов за литр, на энергетики — 2000 сумов за литр. Spot рассказывал, что акциз может привести к приостановке многомиллионых инвестиций, сокращению производства и массовому увольнению персонала.
Что говорят производители
В качестве главной проблемы бизнес выделил техническую сторону цифровой маркировки. Одна крупная местная компания работала с российским интегратором для внедрения маркировки на производственных линиях, но столкнулась с эксплуатационными трудностями — например, с доставкой оборудования и запчастей. При этом, российские технические решения зависят от европейских технологий, что в условиях санкций в отношении России приводит к удорожанию и усложнению логистики в Узбекистан.
«Если встанет оборудование, все производство остановится», — поделились производители.
Участники встречи подчеркнули, что ремонт сломавшегося оборудования для маркировки может занять несколько месяцев, учитывая, что технологии являются зарубежными. Более того, на местном рынке отсутствуют качественные интеграторы для обеспечения промышленного внедрения.
Например, одна из отечественных компаний провела неудачный эксперимент с маркировкой 30 тыс. бутылок воды, который уперся в отсутствие необходимого оборудования. Скоростные линии на производстве не смогли промаркировать каждую бутылку в отдельности.
В частности, для решения этой проблемы бизнес предложил вместо отдельных бутылок маркировать блоки воды и газировок, так как производители реализуют товар оптом, а не в розницу.
«Мы будем заниматься не производством напитков, а наклеиванием цифровой маркировки», — констатировал бизнес.
При этом, производители особо отметили, что на местном рынке наблюдается нехватка воды. В условиях превышения спроса над предложением внедрение маркировки увеличит издержки и цены на конечную продукцию, а также снизит производственные мощности, создав дефицит в сезон потребления.
Другая проблема — стабильность электроснабжения в республике. При практике веерных отключений электричества летом и зимой в регионах, где сконцентрированы основные производственные мощности, возрастают риски приостановки производства, если нет резервного электроснабжения.
Если на предприятиях отсутствует свет, то нельзя будет нанести цифровую маркировку, без которой выпуск напитков будет невозможен.
Производители также указали на риски сотрудничества с оператором системы маркировки в Узбекистане CRPT Turon. Несмотря на снижение доли подсанкционной Digital Invest в уставном капитале управляющей компании Digital Holding ниже 51%, иностранные компании опасаются, что могут не получить юридическое заключение на сотрудничество с CRPT Turon от головного офиса из-за возможного попадания под вторичные санкции.
Помимо этого, представители бизнеса пожаловались на дороговизну штрихкода Data Matrix для маркировки в 68 сумов за штуку без НДС и требования о предоплате CRPT Turon за коды на непроданной продукции.
Производители ожидают, что одновременное внедрение цифровой маркировки и акциза снизит потребление напитков на 25−30%, а эффективность производственных линий — на 50%.
Участники встречи посетовали на отсутствие коммуникации и обратной связи со стороны ответственных органов. Так, до сих пор остаются непонятны причины введения маркировки при том, что нет данных по нелегальному производству газировок и контрафактной продукции. Вдобавок, остаются неясными последствия внедрения маркировки на индустрию напитков.
Кроме того, бизнес указал на негативный опыт введения цифровой маркировки на сигареты. Согласно свежему исследованию Ташкентского государственного экономического университета, за последние два года рынок нелегального табака увеличился втрое, превысив 24%, а ущерб экономике ежегодно составляет 600 млрд сумов. В другом докладе экономисты Юлий Юсупов и Игорь Пугач оценили нелегальный оборот табачной продукции в июле прошлого года на уровне 24,8% — рост почти в шесть раз к сентябрю 2020 года.
Ответ CRPT Turon
В пресс-службе CRPT Turon рассказали Spot, что для отдельных товаров коды маркировки предоставляются бесплатно. Например, бесплатная услуга действует для негазированной воды объемом до 0,5 литра и лекарственных препаратов с предельной отпускной ценой производителя в 1% БРВ.
«Цифровая маркировка несет пользу для потребителей, производителей и государства. Так, покупатель приобретает исключительно качественный и легальный товар, государство получает прозрачный рынок, рост собираемости налоговых и таможенных платежей, снижение контрафактной продукции. Маркировка защищает бренд выпускаемой продукции, а также помогает бороться с контрафактным товаром и создает равные условия конкуренции», — заявила компания.
По поводу требования о предоплате оператор маркировки отметил, что данное требование является распространенной практикой в Узбекистане, приведя в пример услуги сотовых операторов. После поступления предоплаты и заказа система генерирует коды, но не списывает средства. При выгрузке штрихкодов услуга считается оказанной, поэтому оператор списывает деньги со счета.
Позиция Налогового комитета
В пресс-службе Налогового комитета Spot пояснили, что обязательная маркировка на воду и газировки вводится для борьбы с нелегальным оборотом товара и фальсифицированной продукцией, а также отслеживания продукта по цепочке от производителя до конечного потребителя и выбытия из оборота.
«Также обязательная маркировка станет еще одним из основных методов борьбы с контрафактом. Внедрение цифровой маркировки позволит обеспечить более высокий уровень прозрачности и безопасности в контроле качества и соответствии продуктов требованиям безопасности», — отметили в Налоговом комитете.
Маркировка поможет улучшить операционную эффективность на складе, ускорить процесс отслеживания и контроля качества продукции, повысить удобство и доступность для потребителей при выборе и покупке товаров.
Внедрение цифровой маркировки преследует следующие цели:
- обеление рынка;
- увеличение поступления налогов;
- сокращение оборота некачественной воды;
- защита брендов от подделок;
- защита населения от употребления некачественной воды.
По данным экспертов, объем серого экспорта составил 35−40%. На начальном этапе цифровая маркировка может снизить объем контрафактной продукции на 10−15%, поделились в ведомстве.
На вопрос редакции о том, не является чрезмерным для производителей одновременное введение требований о цифровой маркировке и акцизного налога, в Налоговом комитете подчеркнули, что вопрос внедрения цифровой маркировки на воду обсуждался с 2021 года. Более того, был осуществлен пилотный проект, проводились необходимые консультационные и подготовительные работы, что позволило производителям и импортерам воды давно запланировать необходимые расходы на внедрение маркировки.