В 2022 году в Ташкенте открылся Crashroom — пространство, где можно снять стресс, разбивая тарелки, круша и лома все вокруг. Основал «комнату разрушений» 24-летний студент китайского университета Шавкат Таджибаев с $1 тыс, которые занял у друга.
В интервью Spot он рассказал, как начинал бизнес, где берет инвентарь и как быстро окупил вложения.
Бизнес за $1 000
Я учусь дистанционно в китайском вузе — Нанкинском университете информационных технологий на 4 курсе. На втором курсе начал искать способы подзаработать. В итоге решил открыть свое небольшое дело, для которого нужен небольшой стартовый капитал. В поисках идей наткнулся на концепцию «комнаты ярости» — небольшое помещение, где люди бьют посуду, ломают мебель и разбивают технику, чтобы «выпустить пар». Решил попробовать, потому что это был относительно новый вид развлечения и снятия стресса. Кроме того, для запуска не требовалось много времени, сил и денег.
Сам я до этого в краш-румах не бывал и чтобы понять, с чего начать, как правильно все устроить, я стал писал владельцам существующих «комнат ярости». Так как в Узбекистане таких практически не было, я нашел в Instagram несколько таких мест в России и написал им сообщения с просьбой ответить на несколько вопросов по запуску.
Я нашел где-то 5−6 краш-румов, из которых мне ответил только один. Это был основатель «комнаты ярости» в Ижевске. Он оказался очень открытым, отзывчивым человеком, благодаря которому я получил ответы на все интересующие вопросы по запуску и оцифровке бизнеса. Например, он рассказал, что правила безопасности и условия должны быть в документе, который гости подписывают перед тем, как зайти в краш-рум. Кроме того, подал идею о сдачи мусора, который остается после погромов, в металлолом, подсказал, где и как лучше искать товар для закупа. Поделился цифрами и статистикой своей «комнаты ярости», благодаря которой мы смогли заранее определить нашу целевую аудиторию.
Удивительно, правда? Человек с действующим бизнесом делится знаниями и информацией о запуске своего дела с абсолютно незнакомым человеком и он искренне хотел помочь. Меня это поразило. И если ко мне придут и попросят помощи с запуском схожего бизнеса, я безусловно помогу. Какой смысл скрывать или утаивать небезызвестную информацию.
От идеи до реализации мне потребовался всего один месяц и «комната ярости» была готова. В середине 2022 года мы начали принимать первых клиентов. Для старта мне понадобился небольшой стартовый капитал — около $1 тыс. Инвестором стал мой друг, которому понравилось эта идея.
Для начала нужно было найти и обустроить помещение. Главным условием было наличие хорошей звукоизоляционный защиты, чтобы не создавать неудобства соседям. Повезло, что друг сдавал как раз то помещение, которое подходило под все мои критерии: находится далеко от жилых домов и с тремя комнатами: комната для встречи гостей и клиентов, склад для хранения всей техники, посуды, экипировки и непосредственно сама «комната ярости».
Далее закупили снаряжение для посетителей: шлемы и каски, перчатки, защитная одежда, пластиковые очки, биты и кувалды, а также сам инвентарь — старая техника и мебель, посуда
Спустя три месяца после открытия мы вышли в прибыль. Сейчас штат состоит всего из трех людей: я, бухгалтер и администратор, который занимается всеми организационными вопросами: встречает клиентов, проводит инструктаж.
В нашем меню: кувалда, бита, телевизор и шкаф
В «комнате ярости» есть инструменты для крушения: кирка, биты, также к бою всегда готова кувалда. По правилам все гости обязаны надеть специальную экипировку (защитный костюм, каска и перчатки) — это необходимо для их целостности. Также они подписывают договор, в котором прописаны правила безопасности: в краш-руме можно крушить и ломать все, но чтобы это не представляло опасности для вас и вашей жизни. Также в документе прописано, что посетители сами несут ответственность за все происходящее в комнате. За все время было всего два несчастных случая. К счастью, обошлось все небольшими порезами и ссадинами.
Мы часто сталкиваемся с проблемой, что люди приходят к нам с детьми. В первую очередь, это небезопасно. В «комнате ярости» все летит вдребезги, дети могут пострадать. Кроме того, нет экипировки и каски детского размера. Поэтому у нас возрастное ограничение 18+.
Также мы просим микроскопические осколки не доводить до «атомов». Некоторые люди с фанатизмом стараются расщеплять мельчайшие осколки и вбивать их в землю.
Старые телевизоры, DVD-проигрыватели, посуду мы покупаем на базаре Янгиабад, всем известная «барахолка». Бывает и там заканчивается техника, тогда нам в помощь приходит OLX, где можно найти много всего интересного. Иногда, люди сами пишут нам и предлагают свой инвентарь. Например шкафы, стулья, телевизоры можно купить в пределах 50−70 тыс. сумов. Мы должны всегда иметь в запасе технику. В неделю разлетаются в щепки около 10 телевизоров, значит по нашим подсчетам минимум еще 15 должны быть всегда в запасе. Иногда бывает так, что нет шкафа, ТВ, в таком случае приходится взаимозаменять предметы, например, предоставлять больше посуды или DVD.
После очередного «погрома» и всплеска адреналина в нашей комнате, мы собираем мусор и осколки в мешки, заранее упаковав так, чтобы никто не поранился, убираем в комнату/склад, а потом отправляем на утилизацию.
Ярость с терапевтическим эффектом
Перед запуском мы пригласили одного известного блогера, чтобы она сделала рекламный пост на своей странице. Она пришла со своим молодым человеком. Они получили кучу эмоций, а потом порекомендовали наше пространство в своем блоге, так и начался поток клиентов.
В самом начале было всего 3−4 человека в месяц, а на сегодняшний день бывает, что мы встречаем 40−45 гостей в течении 30 дней и это окупает все наши расходы. Не могу сказать, что есть определенная сезонность в нашем бизнесе, но большой наплыв клиентов бывает в праздничные дни и каникулы. Наши посетители — это в основном молодые люди в возрасте 20−30 лет.
Насколько мне известно, мы единственные игроки на рынке. Когда мы только запускались, уже существовал другой краш-рум. Но даже тогда наша аудитория не пересекалась. Мы были в разных ценовых категориях — наши тарифы были выше на 30−40%. Также тематика комнаты была другой у нас она была светлой с росписями на стенах с площадью в 26 кв.м., у низ — зеленое освещение и маленькая комната (12 кв.м). Мы познакомились после нашего открытия. Спустя некоторое время он перестал работать, потому что сменил сферу деятельности.
Недавно мы сделали в своей комнате ярости ремонт и решили немного поднять цены. Тарифы отличаются в зависимости от числа участников и количества техники, посуды
и т. д. Самый дорогой пакет «король разрушений» стоит 2,3 млн сумов, где допускается участие трех человек, самый бюджетный — 630 тыс. сумов.
Я не жалею, что поднял цены, так как считаю наше предложение уникальным для рынка Узбекистана. Повышая средний чек, мы целимся на платежеспособную аудиторию. Но у таких людей и требования выше. И мы можем им соответствовать благодаря тому, что реинвестируем в улучшение условий «комнаты ярости» и совершенствование концепции.
До сих пор о нас узнавали благодаря сарафанному радио. Мы не очень активны в Instagram и, честно говоря, я не придавал большого значения рекламе, однако сейчас понимаю, что без этого никуда. Поэтому мы наняли SMM-специалиста, который будет раскручивать нашу страницу в социальных сетях, сделали ремонт в «комнате ярости» и закупились бытовой техникой.
На самом деле, у проекта глубокий смысл: он помогает избавиться от негативных эмоций, перезагрузиться. Разбивать тарелки, стулья — не просто развлечение. Мы хотим из разряда обычного развлекательного места перейти во что-то более серьезное. Пока только 10% людей осознанно приходят в наш краш-рум после психолога, чтобы избавиться от негатива и снять стресс. К сожалению, хронический стресс стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И мы хотим предоставить людям альтернативу расслабляющему массажу или йоге. Хотим работать в этом направлении с психологами.
Например, думаем пригласить специалиста и группу пациентов, чтобы они провели сеанс в нашей комнате, выпустили все негативные эмоции. Мы верим, что это поможет людям хоть немного умиротворить свою душу. Но пока, это идея на стадии разработки. Мы ищем людей, которые поймут серьезность наших намерений и захотят сотрудничать.
Планы
Больших планов не строю, так как это не единственная и не основная наша сфера деятельности, мы не делаем акцент только на ее раскрутке.
Помимо «комнаты ярости» занимаюсь продажей умного стекла, или его еще называют тонировкой переменной прозрачности — это полимерный материал с многослойной структурой, обладающий уникальными свойствами. Под воздействием тока жидкокристаллический слой, заключенный между двух тонких пленок, способен изменять свою прозрачность. Эти пиксели как в мониторе, которые при подаче электричества в них, становятся прозрачными. Впервые такую технологию я увидел в Японии. Там в общественных туалетах на улице такие же стекла.
Пока это что-то новое для рынка, люди только начинают знакомиться с этой технологией. Набираем клиентскую базу. Также хотим выходить с этим продуктом на Uzum Market.