Преподаватель логической математики, мать троих детей Дурдона Мухиддинова решила рискнуть и открыть автошколу во время пандемии на собственные и кредитные средства. Особенностью школы является то, что она только для девушек.
В интервью Spot она рассказала, как пришла идея открыть автошколу для женщин, не сужает ли круг клиентов такой выбор целевой аудитории, как за год увеличили оборот в три раза и почему в этом бизнесе важны гибкость и быстрая адаптация.
Открытие автошколы во время пандемии
В середине 2020 года, в разгар карантина, моя подруга предложила открыть автошколу только для женщин. На тот момент таких школ на рынке страны не было. У нее тогда был небольшой кондитерский цех, я же раньше не занималась бизнесом. На тот момент я шесть лет проработала преподавателем в частной школе. Но идея мне понравилась, и я поддержала подругу.
Запуститься планировали после ослабления ограничений, осенью 2020 года. Начали с минимальными вложениями — 65 млн сумов, из которых 20 млн были личные средства, а остальные — кредитные.
Все деньги ушли на аренду помещения, покупку оборудования (тренажер, скелет машины), компьютеров, мебели, пособий и других учебных принадлежностей. Автомобилей было всего два — наши личные. Мы их переоборудовали и получили на них необходимые документы. Арендовали мы два кабинета общей площадью более 140 кв. м. внутри здания частной школы, которая находится в центре города, за 3,9 млн сумов в месяц.
Фото: Илья Семендеев / Spot
К концу года, все подготовив, подали на получение лицензии. Это был самый сложный этап, на который ушло много ресурсов — времени, сил, нервов и средств. Несколько раз мы исправляли недостатки, которые выявляли во время рассмотрения заявки. Но также были и бюрократические проволочки.
В этот период подруга решила выйти из дела. Запуск бизнеса дался нам очень тяжело. Были и слезы, и непонимание, и расхождение мнений, и страхи. Это абсолютно нормально. Кто-то выдерживает и идет дальше, а кому-то это не подходит.
Так, все осталось на мне одной. На тот момент я еще продолжала работать в найме, и физически было сложно все совмещать.
В итоге лицензию удалось получить только в феврале 2021 года, и мы запустились в марте.
После открытия еще полгода продолжали арендовать два кабинета в здании частной школы по недорогой цене. На начальном этапе был один преподаватель, два инструктора и я. Вначале мне приходилось выполнять обязанности нескольких сотрудников, как это часто бывает в бизнесе. Я одновременно была управляющим, администратором, инструктором, SMM-менеджером.
Благодаря сарафанному радио удалось набрать первую группу, которая состояла из знакомых, соседей и родных. Также у нас училась актриса Феруза Юсупова с аудиторией в Instagram более 520 тыс, которая сделала нам хорошую рекламу, и клиентов стало больше.
С потоком клиентов мы стали расширяться — нанимали новых сотрудников и арендовали учебные авто у других школ за 1 млн сумов, также платили за аренду площадки для практических занятий за 920 тыс. сумов. Через пару месяцев стали нанимать на работу женщин с личным авто. Они за свой счет проходили обучение на инструктора и получали сертификат, а мы переоборудовали их машины за счет компании. При этом работая у нас, они получали зарплату, оплату за аренду авто и бензин. Таким образом мы не только расширили автопарк, но и создали рабочие места. Эта система работает в компании по сей день.
Стоимость обучения вначале составляла 1,6 млн сумов. Все заработанные деньги я вкладывала в оборот, то есть на развитие бизнеса, в том числе покупку оборудования и рекламу.
Осенью 2021 года произошел небольшой кризис. Нам нужно было срочно освобождать кабинеты, которые арендовали в частной школе. Нас поставили перед фактом, и несмотря на то, что контракт был до конца года, все равно пришлось оттуда уходить и срочно искать новые помещения. Пока мы нашли и арендовали новое здание, нас успели закрыть и отобрать лицензию. Тогда пришлось начинать все заново — оборудовать школу так, чтобы все соответствовало требованиями. На все это ушло приблизительно $3 тыс. После того, как мы подготовили школу, снова подали на получение лицензии.
В целом 2021 года, несмотря на сложности, был удачным. В автопарке было 10 автомобилей. И мы перестали арендовать их у других автошкол. К тому же нам повезло, что именно в этот год из-за пандемии был гибридный формат обучения — онлайн и офлайн, благодаря этому учениц стало больше. Всего за год у нас обучились 9 групп по 24 человека, и оборот компании составил порядка 345 млн сумов. Так, к концу 2021 года мы смогли выйти на прибыль.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Бизнес, ориентированный на узкую аудиторию
Если говорить о том, почему только для девушек. Во-первых, когда нам пришла идея проекта, ниша была свободной. Мы хотели сделать что-то такое, чего не было на рынке. Во-вторых, мы предполагали, что спрос будет высоким за счет нашего культурного кода. Также мы хотели создать проект, принципиально отличающийся от традиционных. Я лично хотела создать такую атмосферу, где каждая девушка чувствовала бы себя уверенно и свободно.
Сужение аудитории в нашем случае не повлияло отрицательно на количество учеников и развитие бизнеса. Я даже не могла представить, насколько это востребовано, пока не начала работать в этом направлении. Оказывается, некоторые женщины ждали по 10−20 лет появления такого рода автошколы. Поэтому на второй год нашей деятельности, в 2022-м в школе уже было 27 групп, соответственно и оборот вырос втрое.
К концу 2022 года начали происходить существенные изменения в нашем сегменте — экзаменационный центр ушел в руки частному сектору, сам экзамен стал сложнее, практика была сложнее, учеба продлилась до 4,5 месяцев. Люди боялись идти в автошколу. Также проходили проверки на соответствие школ новым требованиям. В итоге, к началу 2023 года многие автошколы стояли, потому что не было клиентов, не могли набрать ни одну группу. И к этому времени только в Ташкенте закрылось более 70 школ.
Тогда мы стали одной из немногих школ, которые пережили этот кризис, потому что мы продолжали действовать, быстро старались адаптироваться под изменения в системе, на рынке. Если что-то не срабатывало, мы брались за другое, но не останавливались. Поэтому в 2023 году несмотря на сложности нам удалось набрать 27 групп и купить четыре собственные машины Nexia 3.
Если говорить о рисках, то мне очень повезло в этом плане. Больших, особенно финансовых, потерь у меня не было. Были мелкие неприятности: натыкалась на недобросовестных поставщиков, более опытные управленцы автошкол не особо желали делиться своими знаниями
Фото: Илья Семендеев / Spot
Что сейчас
Пока что мы единственная автошкола для девушек в Ташкенте, в некоторых школах есть только отдельные группы для девушек. Наша школа одна из самых лучших — процент сдачи экзамена с первого раза высокий — более 80%. Сейчас стоимость обучения составляет 3,2 млн сумов.
У нас работают более 30 сотрудников — инструкторы, преподаватели, администраторы. Весь коллектив состоит из женщин.
Несомненно, от пола и возраста и других признаков мастерство водителя не зависит. Точно также, как и навыки инструктора. Важно, чтобы он постоянно совершенствовал свои знания, работал честно и был ответственным. Наши инструкторы полностью соответсвуют этим требованиям, но еще к этому всему плюсом является то, что рядом с ними наши ученицы чувствуют себя более комфортно, расслабленно и могут полностью сосредоточиться на оттачивании своих навыков.
Сейчас в автопарке 24 автомобиля, 4 — свои, остальные личные авто инструкторов.
Наше нынешнее помещение — уже третье по счету. Здесь мы арендуем все здание, недавно сделали ремонт в счет аренды, которая равняется 8,5 млн в месяц. Мы находимся в старом городе. Локацию выбрали исходя из анализа целевой аудитории — спрос на такие школы выше именно в этом районе.
Обучение ведется на двух языках — русском и узбекском, причем в отдельных группах, девушки могут выбрать тот язык, который им удобнее.
Сейчас мы сделали мини-курсы от трех дней до недели для девушек, которые уже имеют водительские права, но хотят подтянуть навыки вождения. Там идет не только практика, но и теория. Туда вовлечены преподаватель, инструктор и даже психолог.
Помимо практической части, есть постоянные расходы на теоретические материалы. Например, в 2023 году была такая система, при которой приходилось платить Avtotest Report за пользование тестами 10 млн сумов в год за всех, а еще 1,2 млн сумов за каждую группу для личного пользования тестов ученицами. А также заключался договор с компанией Transkasb на 3,9 млн сумов в год на пользование онлайн-платформой для преподавателей.
С этого года всю эту систему перевели на единый портал е-avtotalim, который интегрирован с mygov.uz. Теперь вместо вышеперечисленного нужно платить только около 370 тыс. сумов за одну ученицу и пользоваться платформой.
Изменения в нашей сфере достаточно часто происходят, из-за чего бизнесу становится все сложнее под них подстроиться, особенно в финансовом плане. Иногда бывает, что система подготовки водителей меняется кардинально. За три года нашей работы настолько все поменялось, что сейчас мы делаем совершенно другие вещи, чем когда открылись. В этом основной вызов бизнеса в данном сегменте. Вы можете в этом году войти в этот бизнес, а в следующем все может кардинально измениться. Поэтому гибкость и быстрая адаптация — основа для успеха в этом бизнесе.
Планы на будущее
В планах — развивать бизнес и развиваться самой как предприниматель. В прошлом году я приняла участие в программе бизнес-акселерации для женщин предпринимательниц в Узбекистане Moving Up , организованной ЕБРР с TEAM University. Там я почерпнула много знаний, и в результате у меня появились идеи по развитию бизнеса. Благодаря проекту я поняла, на что мне нужно сделать упор, чтобы увеличить прибыль. На данный момент в школе достаточно ресурсов, чтобы обучать 12 групп в день, но пока есть только 5−6 групп. И чтобы привлечь больше учениц, мне нужно развивать маркетинг. В этом мне будет помогать ЕБРР: они покроют 85% расходов на маркетинговое развитие компании. Только есть лимит, который составляет €10 тыс.
Далее хотелось бы расширяться, открывать филиалы не только в Ташкенте, но и в других городах страны. Также планируем развивать направление мини-курсов, добавлять больше полезных опций и внести свой вклад в развитие культуры на наших дорогах