Шахзод Собиров — студент 5 курс Государственного института искусств и культуры — в 24 года открыл учебный центр в Ургенче. Поначалу компания занимала часть коворкинг-центра. Но довольно быстро количество учеников выросло настолько, что пришлось арендовать в том же здании целый этаж.
Начинали с web-программирования и видеомонтажа, а сейчас количество курсов выросло до 13. С момента запуска в 2019 году в центре обучились более 6 тыс. человек.
Кроме того, компания получили гранты и спонсорскую поддержку на общую сумму более 7 млрд сумов.
Сейчас Шахзод намерен открыть школу, запустить франшизу учебного центра, создать бизнес-инкубатор и развивать онлайн-обучение.
В интервью Spot предприниматель рассказал, почему в начале не относился к этому бизнесу серьезно, как видео с учениками помогает в продвижении центра, для чего расширили направления обучения и как запускают дистанционное обучение.
Интерес к IT привел меня к открытию IT-центра
Окончив Ургенчский колледж искусств, я начал работать журналистом: был региональным корреспондентом телеканала MY5. Так как большинство моих репортажей были посвящены IT, я с разных сторон изучал эту сферу, видел как работают стартапы, какие у них есть льготы и перспективы. Я понял, что здесь есть много возможностей и решил развиваться в IT-направлении.
Сначала открыл сайт durbin.uz, который был зарегистрирован в качестве СМИ. Но для его развития нужна была команда и большое количество техники.
Параллельно запустил образовательный проект, который на тот момент был для меня второстепенным. Так в 2019 году появился учебный центр DATA.
Начинали работу с 10 компьютерами. Купили их в рассрочку в одном из магазинов техники в Ургенче. Первоначальный взнос составил 50% от общей стоимости — 50 млн сумов. Деньги взял в займы у друга своего родственника, которого заинтересовал проект. Остальную сумму возвращали частями в течение нескольких месяцев.
За первую же неделю центр принял 60 учеников. Тогда у нас было всего три преподавателя и два направления обучения — видеомонтаж и веб-программирование.
Первых учеников довольно легко нашли. За 10 дней до открытия центра мы пригласили популярных YouTube-блогеров и дали им интервью. Из тех, кто посмотрел ролик, 60 человек пришли к нам учиться.
Кроме того, в то время в Хорезме похожих учебных центров практически не было. Поэтому спрос был высокий. Мы начали быстро расти. И вскоре нам понадобилось больше техники, мебели и места.
Сначала мы расположились в коворкинге, который находился в здании бывшей обувной фабрики Darital в Ургенче. Спустя год мы уже не могли вместить всех желающих и арендовали неиспользуемую часть здания общей площадью 1400 кв. м. и сделали там ремонт.
Дооснащение и ремонт помещения происходили за счет грантов. В 2021 году мы получили 1 млрд сумов от Агентства инновационного развития, из них 750 млн направили на покупку компьютеров, около 50 млн — на мебель.
В 2022 году получили спонсорскую поддержку от «Узпромстройбанка» в размере 4 млрд сумов. Помимо грантов новые классы мы открывали за счет реинвестиции части доходов.
Также мы получили грант от Европейского банка реконструкции и развития. Мы 2,5 года использовали логотип с космонавтом, который я сам создавал. Но потом решили провести ребрендиг и привлекли для этого Ma’no brending. Их услуги обошлись в 124 млн сумов, 75% этой суммы покрыл ЕБРР.
А из трех проектов, предложенных Ma’no brending, DDD понравился нам больше всего. Идея заключается в том, что мы стремимся наполнить знаниями, мотивацией и вдохновением.
Само же название еще в начале пути мы выбирали из множества вариантов: Durbin (с узб. — бинокль — прим. Spot), Innovator, но мы остановились на DATA.
Сегодня в DATA работают больше 80 преподавателей, из них 80% — наши выпускники. Средняя зарплата педагогов составляет от 15 до 20 млн сумов.
В центре одновременно могут учиться более тысячи студентов. До сегодняшнего дня на курсах прошли обучение более 6 тыс. человек. Основная возрастная группа — это студенты младше 20 лет.
Обучение проходит по трем направлениям — программирование, медиа и финансовый менеджмент. Всего на сегодня у нас 16 видов курсов, включая SMM, 1С бухгалтерия, front-end и back-end разработка, робототехника и уроки по web-программированию для детей.
В 2019 году месяц занятий в зависимости от направления стоил от 550 тыс. сумов, сейчас — от 750 тыс. Уроки проходят три раза в неделю по три часа.
В одну группу принимаем до 10 человек. Каждому из них предоставляется компьютер для пользования во время урока. Кроме того, для учащихся в центре с 09:00 до 22:00 доступны компьютеры для занятий вне уроков.
У нас сложилась своеобразная традиция. Первые годы занятия проходили в коворкинге, где также люди проводили семинары, тренинги, которые всегда сопровождались кофе-брейками. Я решил для наших учеников тоже проводить кофе-брейки за свой счет. Такое внеурочное общение повышает мотивацию ребят, вовлеченность в учебный процесс.
Также каждые выходные приезжают руководители ведущих компаний, разные эксперты и проводят семинары, тренинги для учащихся.
Строим экосистему
Одним из самых эффективных способов продвижения стали короткие интервью наших учеников на различные темы. Это могут быть как ребята, которые пришли к нам неделю назад, так и те, кто обучается у нас уже несколько месяцев. Мы размещаем видео на странице в Instagram, YouTube-канале, а также в Telegram-канале.
Студент, попавший в кадр, пересылает видео своим знакомым и это тоже служит рекламой. Большинство новых учеников приходят к нам благодаря соцсетям и мессенджеру.
Конечно, используем и классические инструменты, как, например, таргетированная реклама в Instagram.
Постепенно расширяем сферы присутствия. Например, запустили программу Data Kids — систему обучения детей от 7 до 15 лет.
Также в этом году мы реализуем проект «Бизнес-инкубатор», и для этой получили грант в размере $230 тыс. в рамках проекта «Развитие сельского предпринимательства — фаза-2» при участии Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития.
Кроме того, начинают свою деятельность такие проекты, как Data shop, Data languages.
Мы стремимся стимулировать наших выпускников создавать свои стартап-проекты. Но для работы над ними нужны не только IT-специалисты, но и менеджеры по продажам, маркетологи и другие. Поэтому хотим запустить Data Soft — компанию по обучению смежным с IT направлениям.
Ошибка на $15 000
Управлять можно только тем, что можно измерить… В прошлом году я привлек в компанию команду специалистов из столицы — маркетолога, специалистов отдела продаж, специалистов по консалтингу.
На них было потрачено более $15 тыс, и был проект, который нужно было завершить за два месяца. В результате которого объем наших продаж должен был вырасти на 40−50%.
Моя ошибка была в том, что я вышел из процесса, когда специалисты начали работать, мы отдали все рычаги в их руки. Кроме того, они работали удаленно. В результате, после того, как команда приступила к работе, потенциал вместимости центра упал до 47%, тогда как ранее он составлял 80%.
Мы заплатили за это всей командой. Сделав выводы из моей ошибки, привлекли российского консультанта с 18-летним опытом, который сейчас работает в самом центре.
Планы на будущее
В настоящее время в Хорезме нет специализированной IT-школы. Поэтому планируем открыть школу DATA. Над этим проектом работаем совместно с партнерами и украинскими экспертами.
Кроме того, с Европейским банком реконструкции и развития работаем над запуском франшизи наших центров.
Мы также хотим наладить гибридное образование. Раньше мы проводили только офлайн-занятия. Впервые хотим попробовать запустить онлайн-курс. Причем это будут уроки не по действующим направления, а новым. Для этого купили современную студию за 460 млн сумов, где планируем записывать онлайн-уроки. В этом направлении налаживаем сотрудничество с Mohirdev и разрабатываем курсы по кибербезопасности, искусственному интеллекту, UI/UX.