13 февраля Торгово-промышленная палата, Налоговый комитет и Бизнес-омбудсман провели семинар, посвященный запуску рейтинга устойчивости бизнеса, для предпринимателей из сфер торговли и общественного питания.
На встрече председатель ТПП Даврон Вахабов сообщил «хорошие новости» о том, что на днях подпишут постановление президента, которое смягчит наказание по «расстрельной» статье 227/1 Налогового кодекса. За первое нарушение штраф уменьшится в 50 раз. Если ранее он составлял чистую выручку в последнем квартале, то теперь штраф равняется 2% от этой суммы.
В конце декабря прошлого года на встрече с бизнесом в ТПП заместитель председателя Налогового комитета Алимжан Файзибаев анонсировал проект постановления президента, в котором будут предусмотрены списание (амнистия) штрафов по статье 227/1 на 400 млрд сумов и пересмотр размера штрафа — со снижением до 20% оборота за первое нарушение.
Реакция бизнеса на озвученные изменения
Научный руководитель Центра экономического развития Юлий Юсупов считает, что радоваться поправкам еще рано, так как вместо смягчения наказания по «расстрельной» статье 227/1 необходимо ее отменить или приостановить.
Экономист подчеркивает, что в этой статье Налогового кодекса сохраняется принцип привязки размера штрафа к чистой выручке в последнем квартале.
«СМИ и многие предприниматели не заметили „маленького“ нюанса. За второе нарушение по этой статье штраф — 50% от той же квартальной выручки. То есть статья, как была „расстрельной“ так и осталась. Изъятие 50% квартальной выручки — верный гвоздь в крышку гроба большинства предприятий», — констатирует он.
Юсупов отмечает, что сохранение статьи 227/1 создает возможности для произвола и коррупции, а также посылает предпринимателям сигнал о том, что нужно дробить бизнес и скрывать выручку, чтобы уменьшить размер потенциального штрафа, привязанного к чистой квартальной выручке.
В свою очередь, сооснователь Igmar Apart Hotel и Maqom Bar Марина Тен отмечает, что во всем мире используется множество специфичных программ внутреннего учета. Однако требование по интеграции программ автоматизации бизнес-процессов с системами налоговых органов невозможно и нелогично.
Она предложила проверить статью 227/1 Налогового кодекса на соответствие антимонопольному законодательству и закону о гарантиях свободы предпринимательской деятельности.
«Если буквально вчитаться в статью 227/1, то получается, что те, кто не использует программу учета, тех невозможно заставить сделать интеграцию, потому что ни в одном нормативно-правовом акте не указано, что предприниматель обязан иметь программу учета. То есть предпринимателю как будто становится выгоднее писать все на бумажках», — предположила она.
Марина Тен обращает внимание на то, что высокие штрафы по статье 227/1 ведут к коррупции, а привязка к чистой выручке является нелогичной, так как предприятия, которые платят больше налогов, будут вынуждены заплатить более крупные штрафы.
Она подчеркивает, что цели Налогового комитета по обелению экономики Узбекистана понятны. Тем не менее, сфера услуг сильно пострадала после налоговой реформы, а НДС превратился в «дамоклов меч» для сферы услуг, став налогом с оборота. Для стимулирования роста компаний она предлагает поднять порог перехода на уплату НДС с нынешнего 1 до 20 млрд сумов, учитывая высокую занятость населения в сфере услуг.
Основатель сети фаст-фуда Хайрулла рассказал Spot, что выиграл два дела в суде по статье 227/1, поблагодарив за это бизнес-омбудсмена Дилмуроду Касимову и главу Минюста городского управления Нумона Мухаммадиева. Он также рассматривает возможность оспаривания в суде штрафа, связанного с проблемой фискализации чеков при оплате доставки наличными, так как чек печатается после получения денег за заказ.
На встрече глава Налогового комитета Шерзод Кудбиев заявил, что все судебные дела относительно доставки еды будут приостановлены, пообещав в скором времени решить вопрос фискализации чеков.
Предприниматель предлагает полностью исключить статью 227/1 из Налогового кодекса или кардинально пересмотреть ее в сторону конкретизации, не привязывая размер штрафа к чистой квартальной выручке.
Вдобавок, он выступил с инициативой по выдаче чеков заведениями общепита лишь по требованию клиента. Это исключит случаи, когда покупатель уходит из ресторана до распечатки чека и в этот момент приходит налоговая проверка.
Хайрулла указывает на проблему двоякого понимания статьи 227/1 из-за размытости формулировок, что приводит к судебным делам. Некоторые положения противоречат друг другу, а также отсутствует понимание порядка интеграции внутренних систем учета, резюмирует он.
«Статья 227/1 привела к обратному эффекту. Вместо вывода из „тени“ получилось наоборот. Все могут уйти в тень путем дробления, так как даже 2% с выручки за первое нарушение — это колоссальная сумма для предпринимателя, работающего полностью согласно законодательству Узбекистана. Эти 2% выручки могут парализовать работу предприятий, особенно сетевых», — подчеркивает бизнесмен.
Кроме того, он предлагает увеличить порог перехода на НДС в пять раз — до 5 млрд сумов, — ввести разовый платеж за найм сотрудника в первый день работы и снизить размер подоходного налога до 8% через месяц после трудоустройства, установить налог с оборота по фиксированной ставке в 2−3%.
Председатель ассоциации рестораторов и отельеров Узбекистана, основатель Caravan Group Тимур Мусин называет общепит станком по созданию рабочих мест, в котором только официально работают почти 350 тыс. сотрудников.
По его словам, рост налоговой нагрузки путем введения статьи 227/1, НДС и других налоговых требований мешает деятельности ресторанного бизнеса, который обеспечивает большую занятость людей смежных отраслей — от поваров и официантов до маркетологов и музыкантов.
Ресторатор отмечает, что если работать в белую и платить исправно все налоги, то общепит будет убыточным бизнесом, так как для ресторанов налог на добавленную стоимость превращается из налога на доход в налог на оборот. Именно поэтому менее чем 15% заведений общепита платят НДС.
Согласно международной практике, во многих развитых странах правительства, учитывая важность развития туристической отрасли, установили пониженные ставки НДС для общепита, гостиниц, производителей продуктов питания, книг, лекарств и других сфер услуг. В целях устранения негативного влияния на сферу туризма Мусин считает целесообразным рассмотреть снижение размера ставки НДС для предприятий общепита в два раза — с нынешних 12% до 6%.
Что это за статья 227/1
В статье речь идет о следующих требованиях:
- отображение фискальных отметок либо оснащение автоматизированными измерительными средствами учета;
- обеспечение интеграции с информационными системами налоговых органов;
- нарушение производителями, импортерами и продавцами правил обязательной цифровой маркировки товаров (продукции) средствами идентификации.
Нарушение этих требований предполагает штраф в размере чистой выручки, полученной в последнем квартале.
Статья 227/1 была введена в новую редакцию Налогового кодекса 11 марта 2022 года, а вступила в силу через три месяца после утверждения — 13 июня. Spot в Налоговом комитете сообщили, что в прошлом году по данной статье были оштрафованы 254 предприятия, а в этом году — 1083.
На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат алкогольная и табачная продукция, пиво, вода и напитки, лекарства, бытовая техника, а с 1 апреля 2024 года и газировки. Так, нормы касаются сфер общественного питания, розничной и оптовой торговли, а также производителей.
Практика привлечения предпринимателей за нарушение статьи 227/1 вызвала критику членов Общественного совета по поддержке предпринимательства при президенте и налоговых консультантов, с которыми побеседовал Spot.
Ранее Spot писал, что бизнес предлагает поднять порог дохода для уплаты НДС в 10 раз.