На прошлой неделе президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией изменений, планируемых в основных сферах экономики Узбекистана до 2030 года. Отмечалось, что на десяти центральных улицах Ташкента будут внедрены платные парковки, обслуживаемые 57 паркоматами.
Spot разобрался, как менялась политика столичных властей в этой сфере и чего им уже удалось добиться.
4 января 2018 года
В 2018—2019 годах в рамках проекта «Безопасный город» в Ташкенте планировалось реализовать проект общественных интеллектуальных парковок для автотранспорта с применением передовых технологий распознавания и онлайн-оплаты
26 января 2018 года
Одной из компаний, которая поможет реализовать проект, была выбрана латвийская Rigas Satiksme, с которой хокимият Ташкента договорился о налаживании сотрудничества по вопросам эффективной организации парковок в городе.
28 июля 2018 года
В рамках дня открытых дверей для предпринимателей исполняющий обязанности хокима Ташкента Джахонгир Артыкходжаев одобрил на месте проект по организации системы платных уличных парковок. В качестве пилотного проекта было предложено организовать парковку на улице Амира Темура.
Проект представила компания Mobile Solutions Service (MSS), которая предлагала ввести почасовую оплату за парковку в будние дни в период с 9:00 до 19:00. Стоянки хотели организовать вдоль дорог, на которых в рабочее время стоит наибольшее количество машин сотрудников, работающих в ближайших зданиях.
15 сентября 2018 года
В столичном хокимияте подписали меморандум о взаимопонимании с турецкой компанией Senkron teknolojı A.S, предусматривающий создание автоматизированных платных парковочных зон вдоль дороги в Ташкенте. Турецкая сторона должна была обеспечить совместно с узбекской стороной разработку бизнес-плана, финансовой модели проекта, проектно-сметной документации и поставку оборудования.
Узбекистанская сторона должна была заняться оказанием содействия и предоставлением территорий. В рамках документа планировалось согласовать и подписать соглашение о государственно-частном партнерстве на $6 млн.
31 октября 2018 года
Согласно проекту МВД о безопасности дорожного движения до 2022 года предлагалось внедрить механизмы ГЧП в дорожную сферу и создания современной дорожной инфраструктуры. Одним из видов партнерства выступает организация вдоль автомобильных дорог платных парковочных мест с парковочными автоматами и информационными системами, фиксирующими нарушения правил оплаты.
Проектом предлагалось предоставлять такие участки в аренду предпринимателям сроком до 10 лет. Выбирать компанию планировалось на конкурсной основе. Государство в этом процессе отвадилась роль лишь мониторинга выполнения частным партнером условий соглашения.
10 декабря 2018 года
После обсуждения было опубликовано постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на 2018−2022 годы», что дало «зеленый свет» внедрению платных парковок в Ташкенте.
11 декабря 2019 года
Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о реформировании системы дорожного хозяйства Узбекистана, в котором министерствам поручалось до 1 февраля 2020 года внести проект правительственного решения о порядке организации платных парковок вдоль автомобильных дорог и улиц. Там же должны быть прописаны порядок выбора улиц, условия взимания платы и льготы инвесторам.
В срок до 1 июля 2020 года также поручалось организовать сеть платных парковок вдоль автомобильных дорог и улиц в городах, областных и районных центрах. Тем же постановлением Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и города Ташкента получили право устанавливать плату за пользование парковочными местами вдоль дорог и улиц.
2 марта 2020 года
Комитет по автомобильным дорогам при Минтрансе вынес на обсуждение проект постановления правительства, которым утверждалось положение о порядке создания и использования платных парковок. Для подготовки предложения о местах для парковки предлагалось создать рабочую группы при хокимиятах, а также создать управляющую компанию-оператора платных парковок.
Стоимость парковки хотели сделать единой для городских улиц. Минимальное расчетное время — 30 минут после первого часа парковки. Оплата разрешалась как наличными, так и безналичным способом, взамен выдавалась бы талон-квитанция. Время платного пользования парковкой предлагалось установить ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.
23 ноября 2020 года
Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с концепцией развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента, где ответственным лицам поручалось упорядочить общественный транспорт на основе единой системы, определить объемы финансирования и дифференцированные тарифы. Одним из поручений была установка паркоматов на столичных центральных улицах.
21 марта 2021 года
Минтранс вынес на обсуждение очередной проект документа о создании платных парковок в Ташкенте. В нем предлагалось запустить пилотный проект по установке паркоматов на 10 центральных улицах столицы на основе ГЧП. При успешном пилоте к 2023 году планировалось внедрить платные парковки повсеместно.
18 февраля 2022 года
Согласно постановлению президента о развитии системы общественного транспорта, в 2022 году платные парковки планировать внедрить на 10 центральных улицах Ташкента. К 1 ноября платная парковка должны была появиться на следующих улицах столицы: Фидокор, Амира Темура, Нукус, Братислава, Мирабад, Глинки, Авлиёота, Тараса Шевченко, Саид Барака, Моштабиб и Якуба Коласа.
21 ноября 2022 года
Столичное управление транспорта и дорожной инфраструктуры представило проект расположения платных стояночных машиномест. На первом этапе планировалось создать более 2,2 тыс. таких мест и установить 72 паркомата. Часть мест должна была быть зарезервирована для автовладельцев с ограниченными возможностями для бесплатной парковки в платной зоне.
10 января 2023 года
Хокимият Ташкента одобрил внедрение платной парковки для автомобилей на центральных улицах. Организацией и обслуживанием системы на основе государственно-частного партнерства должна была заняться компания Kasy Park. Сумма контракта по организации платной парковки составила 891 млн сумов, срок действия договора, на который выделяются территории, — 10 лет.
Всего Kasy Park получила территории на 10 центральных улицах:
- улица Глинки (от ул. Нукус до ул. Шота Руставели) — 2799 кв.м.;
- ул. Братислава (от ул. Шота Руставели до ул. Бабура) — 1187 кв.м.;
- ул. Мирабад (от ул. Нукус до ул. Шарафа Рашидова) — 5798 кв.м.;
- ул. Авлиёота (от ул. Нукус до ул. Мирабадской) — 1687 кв.м.;
- ул. Тараса Шевченко (от ул. Туркистон до ул. Бухара) — 7675 кв.м.;
- ул. Саида Барака (от ул. Ойбека до ул. Истикбол) — 4124 кв.м.;
- ул. Моштабиб (от пр. Амира Темура до ул. Истикбол) — 2251 кв.м.;
- ул. Фидокор (от ул. Ойбека до пр. Амира Темура) — 2861 кв.м.;
- ул. Садыка Азимова (от пр. Амира Темура до ул. Узбекистон Овози) — 6167 кв.м.;
- ул. Якуба Коласа (от пр. Амира Темура до ул. Буюк Турон) — 2003 кв.м.
18 января 2023 года
Хокимият Ташкента подготовил проект постановления о внедрении цифрового управления дорожным движением на улицах столицы. Реализация проекта «Цифровая дорога» должны была проводиться через ГЧП с отбором частного партнера на конкурсной основе со сроком контракта в 30 лет.
В рамках «Цифровой дороги» планировалось установить единую систему управления платными парковками. Частному партнеру предлагалось получать 50% средств от штрафов за нарушения, зафиксированные при помощи камер, и 70% взносов за платную парковку.
8 февраля 2023 года
Шавкат Мирзиёев провел совещание по актуальным проблемам Ташкента с участием общественных активистов и чиновников. Президент анонсировал создание платных парковок вместимостью 10 тыс. мест на 20 улицах, а у 6 станций метро планировалось построить перехватывающие автостоянки с последующим выставлением на аукцион.
20 февраля 2023 года
Согласно указу президента о реорганизации общественного транспорта в Ташкенте и Узбекистане в целом, хокимияту Ташкента при участии Минстроя, Минтранса и Минэкономфина поручалось в течение месяца разработать порядок строительства в городе многоэтажных парковок и их передачи бизнесу.
Проект постановления должен был предусматривать возведение парковок специальным госучреждением, которому напрямую предоставят под это землю. На первом этапе планировалось построить 4 многоэтажных парковки в местах концентрации трафика.
5 июля 2023 года
На предвыборном встрече с избирателями в Ташкента кандидат в президенты Мирзиёев пообещал на пяти въездах в столицу и у шести наиболее загруженных станций метро построить перехватывающие парковки, а вдоль основных улиц установить 3 тыс. паркоматов.
22 января 2024 года
Шавкат Мирзиёев подписал закон «О дорожном движении», вступающий в силу с 21 июля. Новым законом вводится понятие владельца дороги, которым может выступать учреждение, организация, предприятие либо физлицо, управляющее дорогой. При организации платной парковки необходимо обязательно внедрить автоматизированную систему оплаты и систему охраны, а также создать места для лиц с инвалидностью. Плата за стоянку не должна превышать лимит, установленный региональными властями по согласованию с Министерством экономики и финансов.