Крупные производители безалкогольных напитков Узбекистана сообщили о неготовности к внедрению с 1 марта обязательной цифровой маркировки. Об этом Spot рассказали в Ассоциации безалкогольных напитков и соков Узбекистана (UzBev), представляющей интересы девяти компаний.
На производстве тестировались три метода маркировки: типографическое нанесение на этикетку, прямое нанесение на крышку и стикерование. В частности, среди членов ассоциации три производителя вовсе не тестировали разные методы маркировки, а пять компаний испробовали 1−2 подхода.
Один из крупных производителей протестировал сразу три метода, но «ни один из подходов не может эффективно применяться в производстве».
Во всех случаях производители столкнулись с падением выпуска на скоростных линиях, проблемой доступности расходных материалов, поломкой оборудования, а также ростом финансовых расходов.
Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston Ltd, International Beverages Tashkent и Sayhun Group Bottlers пока не выбрали метод маркировки. Остальные компании будут наносить штрихкод Data Matrix на крышку, использовать стикеры или применять два метода сразу в зависимости от производственной линии.
Большинство производителей уже заключили договор с поставщиками оборудования для нанесения цифровой маркировки. Lactalis Central Asia отмечает, что контракт «исполняется с серьезными недочетами». Однако никто из членов UzBev полностью не установил все необходимое оборудование.
«Отсутствуют запасы маркированных крышек для скоростных линий. Ведутся монтажные работы для прокладки сети интернета в отдаленных районах: поселок Нанай в Наманганской области, поселок Яккабок в Карши, поселок Саксонота в Юкоричирчикском районе Ташкентской области. Интегратором не поставлены необходимые комплектующие связи с трудностями оформления товаров на таможне в России», — подчеркнули в Hydrolife Bottlers.
Всего опрошенные компании потратили на пилотные проекты по внедрению цифровой маркировки более $2 млн. Более того, ни одна из компаний не увидела позитивного воздействия от применения маркировки. Среди рисков — возможный спад продаж и производства, сокращение рабочих мест, потеря финансовых средств, прекращение инвестиций в расширение бизнеса.
«Мы потеряем либо очень большое количество средств, либо снизим объемы производства, прекратим инвестиции в расширение бизнеса. Прогнозируем проблемы при отгрузке, продаже дистрибьютерам, не понятно как это будет работать для продаж дистрибьюторов в точки продаж. В точках продаж в регионах нет готовности к цифровой маркировке», — добавили в одной крупной компании.
Производители безалкогольных напитков предлагают отменить обязательное введение цифровой маркировки с 1 марта или сделать ее добровольной.
Местная компания Hydrolife Bottlers выдвинула свои предложения:
- изменить способы нанесения маркировки (вместо каждой бутылки — на блок или паллету);
- отменить условия предварительной оплаты за коды маркировки;
- снизить стоимость кодов маркировки с нынешних 68 до 5 сумов за единицу или установить градацию цен согласно объемов заказа кодов.
В конце февраля Ассоциация безалкогольных напитков и соков направила письмо президенту с просьбой отменить обязательное введение цифровой маркировки с 1 марта и наладить диалог между бизнесом и правительством.
Ранее Spot писал, что в Узбекистане планируется ограничить продажу в школах газировок и энергетиков.