Как ранее писал Spot, Кабмин может ограничить импорт электромобилей BYD в Узбекистан. Китайская компания попросила сократить «неупорядоченный» завоз электрокаров, которые не соответствуют местным климатическим и дорожным условиям, а также не обладают официальной гарантией.
Комитет по конкуренции прокомментировал планируемые ограничения импорта электромобилей BYD в республику. Об этом 20 марта на пресс-конференции в АИМК заявили представители ведомства.
Зампред комитета Асадулла Каюмов отметил, что в 2023 году поступило более 900 жалоб, связанных с покупкой автомобилей. Больше половины обращений касались доставки, а четверть — обнаруженных дефектов машин.
«Когда мы смотрим на жалобы, которые беспокоят потребителей, они в основном касаются дефектов автомобилей. Мы — сторонники свободного рынка. С точки зрения конкуренции наша главная задача — создание условий для доставки потребителям автомобилей по наиболее приемлемым ценам и оптимальному качеству», — поделился Каюмов.
Другой зампред Фаррух Карабаев подчеркнул, что ограничение на импорт электротранспорта еще не введено. Решение об этом будет принято на основе внесенных предложений, которые изучат на соответствие нормам ВТО.
«С этой точки зрения пока рано давать однозначное мнение о введении ограничения, так как только объявлено [о разработке предложений]. Никто не может запретить компании обращаться в правительство. Любой субъект хозяйствования может обратиться в любой государственный орган и внести предложение в рамках своей свободной деятельности. Однако комитет считает, что необходимо разработать сбалансированное предложение», — сообщил Карабаев.
По его словам, на сегодняшний день в Узбекистане отсутствуют контроль и регулирование ввозимых в страну автомобилей с точки зрения гарантии и соблюдения технических регламентов. Нынешние правила импорта машин выгодны потребителям, так как официальные дилеры несут свои расходы. Комитет по конкуренции планирует внести свои предложения в правительство.
Карабаев пояснил, что регулирование направлено на защиту местных производителей и обеспечение потребителей качественной продукцией с гарантией. Во многих странах усиливаются экологические, нетарифные и климатические требования, а также техническое регулирование.
«С нашей стороны было бы неправильно рассматривать это [ограничение] как требование, превышающее какой-то стандарт. Мы систематически изучаем такие требования, то есть как они влияют на конкурентную среду, и регулярно вносим свои соответствующие предложения. Даже если решение [об ограничении импорта] будет принято, новый закон о конкуренции имеет достаточные механизмы. У нас есть адекватные механизмы, которые гарантируют, что ни один экономический субъект не будет злоупотреблять своим доминирующим положением [на авторынке]», — констатировал представитель комитета.
Зампред подчеркнул, что новый закон о конкуренции, принятый в середине 2023 года, будет препятствовать установлению высокой монопольной цены, дискриминации интересов потребителей и антиконкурентным действиям.
В конце декабря прошлого года «Газета.uz» сообщала о разработке проекта постановления правительства, по которому планировалось ужесточить правила ввоза автомобилей и электромобилей. Так, с 2024 года физлицам хотели запретить завозить машины в коммерческих целях, а также предлагалось вернуть порядок продажи новых иномарок только через официальных дилеров.
Ранее Spot писал, что Комитет по конкуренции не применял штрафных санкций в отношении Humo Air.