Парк культуры и отдыха имени Тельмана был открыт в Ташкенте в 1934 году. За почти уже сто лет своего существования парк стал дорогим и любимым ташкентцами местом. В 2017 году по инициативе президента начался процесс передачи парков, включая и парк Тельмана, в управление частным компаниям для благоустройства.
С тех пор парк Тельмана, ставший уже Центральным парком имени Мирзо Улугбека, находится под управлением компании Jet Invest, которая вложилась в его реконструкцию и развитие. На сегодняшний день территория Центрального парка включает в себя не только аттракционы, но также знаменитую аллею с точками общепита, водный комплекс «Море», а в планах компании запуск оздоровительного банного комплекса и строительство крытого развлекательного центра.
В интервью Spot директор парка Фуркат Шукуров рассказал, как проходил процесс перехода, во сколько компании обходится содержание парка и какие цели она ставит на ближайшее будущее.
Фуркат Шукуров. Фото: Илья Семендеев / Spot
Как парк перешел в частное управление
Как известно, практически все парки культуры и отдыха в столице были созданы еще в советское время. Управление ими осуществлялось Министерством культуры. В 2017 году президент Шавкат Мирзиёев выдвинул инициативу передать парки в долгосрочную аренду на 49 лет частным инвесторам, которые бы вкладывали средства в благоустройство территорий и устанавливали аттракционы, соответствующие нормам безопасности и международным стандартам. Одним из первых парков стал Lokomotiv, успех которого повлек за собой передачу других локаций частному сектору.
Наша компания также откликнулась на эту инициативу и обратилась в хокимият города. Нам было предложено взять на реконструкцию парк Мирзо Улугбека или парк Бобура, нынешний парк Дружбы. Наш выбор был однозначен, и мы приступили к проектированию.
На тот момент за парком, к сожалению, не было должного ухода, инженерные сети устарели, а аттракционы не соответствовали элементарным нормам безопасности. Мы решили реконструировать парк нашего детства, потому что хотели придать ему новый облик, сохранив при этом его историю.
Важным этапом стал визит на главную выставку развлечений мира IAAPA в американский город Орландо, где мы заключили контракт на поставку 30 аттракционов итальянского и французского производства.
Инвестиции и реконструкция
На момент приобретения парка отсутствовал точный регламент по инвестиционным обязательствам. Мы представили концептуальный проект городским властям и управлению культуры, ориентированный на использование европейского оборудования ведущих производителей.
На первом этапе реконструкции и запуска парка мы привлекли инвестиции на сумму $3 млн от наших голландских партнеров на приобретение аттракционов. Для проведения остальных работ был взят кредит в 50 млрд сумов в местном банке.
Первый этап реконструкции подразумевал замену инженерных сетей, благоустройство территории, реставрацию исторических элементов — сцены, фонтанов, лестниц и строительство новых объектов в парке.
Дальше последовала установка аттракционов. Они были приобретены у итальянских производителей Zamperla и Visa. С момента их изготовления до доставки и запуска прошло около года.
Визитной карточкой парка стала карусель, произведенная французской компанией Concept 1900 и расписанная вручную. Карусель этой компании также установлена в Париже, рядом с Эйфелевой башней. После установки аттракционов и проведения испытательных работ парк вновь открыл свои двери для посетителей.
Фото: пресс-служба Центрального парка
Помимо аттракционов в парке создана детская площадка, которая на тот момент считалась самой большой игровой зоной на открытом воздухе площадью около 3 тыс. кв. м. В эту площадку мы добавили разнообразные игровые элементы, чтобы она была интересна как маленьким детям, так и подросткам. При разработке проекта детской площадки особое внимание уделили безопасности детей: установили дополнительные мягкие покрытия на земле, чтобы предотвратить получение травм при падениях.
Второй этап реконструкции включал строительство водного комплекса «Море». Из-за пандемии строительство и монтажные работы затянулись на два года, хотя изначально планировалось запустить проект за 14 месяцев. Открытие состоялось летом 2021 года. Этот комплекс был спроектирован с акцентом на семейный отдых. В течение относительно короткого летнего сезона он привлекает до тысячи человек в день.
Содержание парка обходится от 20 до 25 млрд сумов ежегодно, из которых 10−14 млрд уходит на зарплату работникам. Основные источники дохода парка — аттракционы, входные билеты в водный комплекс «Море» и аренда точек общепита. Средняя месячная посещаемость парка в сезон — 150 тыс. человек, а водный комплекс посещают около 90 тыс. человек за все лето. Сейчас количество точек общепита в парке более 20.
Ежедневно к нам поступает множество запросов на размещение от потенциальных арендаторов в виде контейнеров, фуд-траков или мобильных лавок, но мы пересмотрели политику построения инфраструктуры парка и уходим от практики размещения хаотичных мобильных точек общепита, несоответствующих санитарным нормам. Взамен мы строим новые современные кафе и рестораны в рамках единого концепта парка.
Культурная жизнь парка
Нам очень повезло быть причастными к судьбе парка с такой богатой историей и культурой. В этом мы и видим основную линию стратегии — старый парк в новом мире. На нас большая ответственность, ведь это не наша личная собственность, парк — это достояние города и его горожан, у каждого человека своя с ним история и свои воспоминания, поэтому нам так важно было сохранить дух, сохранить рекреационную зону, но в тоже время сделать так, что бы молодежь могла найти свою новую историю.
Поэтому мы стараемся держать баланс между развлекательными программами, которые привлекают и взрослое поколение и молодых. Например, организовываем концерты в стиле тех времен, заставляя ностальгировать взрослое поколение, в то время как современные интерпретации и развлечения привлекают молодежь и детей. Организовываем мероприятия на общенародные праздники, такие как Навруз, День памяти и почестей, Сабантуй и различные тематические ивенты. В 2018 году с компанией Coca-Cola мы реализовали проект новогодних и рождественских гуляний в формате open-air впервые в Ташкенте, которые теперь стали неотъемлемой частью столичных традиций и проводятся ежегодно.
Подготовка к каждому крупному мероприятию, как новогодний фестиваль начинается за несколько месяцев, и в том числе включает в себя поиск и переговоры со спонсорами. За время нашей работы мы сотрудничали как с крупными компаниями, такими как Click, Coca-Cola, Pepsi, Beeline, Ucell, так и с инициативами поменьше — Yangia Market, Swap Bazar, а также с государственными организациями, посольствами и культурными центрами.
В конце августа прошлого года в нашем парке планировалось провести первый фестиваль гик-культуры в Узбекистане Geek-Con. С нашей стороны и стороны инициаторов активно шла подготовка, однако по прогнозу погоды в день мероприятия ожидался дождь. И это самая большая проблема нашего парка — зависимость от погодных условий. Тогда было принято решение перенести фестиваль на конец сентября, так как организаторам было важно создать комфортные условия для всех участников. Но с приходом осени погода уже не улучшалась, и нам пришлось отменить мероприятие, однако мы не исключаем возможности проведения Geek-Con в следующем году в нашем парке, если поступит такое предложение.
Планы развития
Как я уже сказал, работа парка сильно зависит от сезонности, это сказывается и на постоянстве штата, и на доходности. Над содержанием парка ежедневно трудятся более 200 сотрудников, а в сезон эта цифра вырастает в два раза. Сокращение сотрудников после летнего периода и набор перед новым — это непростая задача, так как мы работаем в сфере услуг. Поэтому мы приняли решение выводить деятельность парка в круглогодичный формат.
Фото: Илья Семендеев / Spot
В 2022 году заключили инвестиционное соглашение с японской компанией Balcom на сумму более $12 млн. Эти инвестиции направлены на строительство крытого развлекательного центра на последней неосвоенной территории парка и оздоровительного банного спа-комплекса на территории «Море». Эти проекты дополнят существующий концепт парка, делая его более насыщенным и обеспечивая его активность круглый год. Крытый развлекательный центр будет дополнением к аттракционам, а банный-спа комплекс расширит возможности водного комплекса, предоставляя отдых в течение всего года.
Что касается краткосрочных целей, то их очень много, так как мы постоянно работаем над улучшением парка, его ландшафта: каждый год мы меняем по 1 тыс. кв. м. брусчатки и высаживаем тысячи молодых деревьев и кустарников. Сейчас, например, мы занимаемся реконструкцией озера. Это очень важный для нас вопрос, так как само озеро имеет историческую ценность, его нельзя просто превратить в бассейн с хлорированной водой, но содержать его в естественной живой среде, тем более с живностью, невероятно сложно, так как вода из-за пыли, живности и пыльцы с деревьев начинает быстро «цвести». На сегодняшний день мы работаем над проектом биоплато — в озере будет создана специальная экосистема с растительностью, которая сама будет поддерживать чистоту воды. Думаю, скоро посетители уже смогут увидеть вживую нашу задумку.
Также этой весной мы запустим новое колесо обозрения высотой 62 м. и несколько новых кафе и ресторанов.
Выход парка в прибыль ожидается в долгосрочной перспективе, так как на сегодняшний день затраты на его содержание тяжело окупаются. Мы делаем ставку на новые проекты, с помощью которых мы сможем оптимизировать свои расходы. Для нашей большой команды это место стало родным, можно сказать вторым домом, Наша цель имеет более глубокую философию, выходит за рамки обычного бизнеса. Это долгосрочный проект, игра в долгую, но думаю, у нас все получится.