Искандар Юсупов, управляющий партнер и генеральный директор экосистемы Sello, рассказал о возможностях экосистемы и нового платежного сервиса Sello Pay, а также о разработке собственной логистики и перспективах e-commerce и FinTech рынка в Узбекистане.
Sello устроена по принципу экосистемы, в которой развиваются такие цифровые продукты, как:
- Sello Market;
- Sello Logistics;
- Sello Pay.
20 марта вышел релиз платежного сервиса Sello Pay.
Как пришла идея создать экосистему?
Концепция экосистемы Sello появилась в 2020 году в контексте исследования e-commerce Узбекистана. Обнаружив потенциал рынка, мы заметили возможности для маркетплейсов к дополнительно уже развивающимся сервисам FinTech. Изучая данный потенциал, мы поняли, что недостаточно создать площадку, которая соединяет селлеров и покупателей, необходимо также выстроить максимально удобную и быструю логистику.
Поэтому мы первыми открыли сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ), через которые мы начали доставлять товары продавцов, а покупатели их забирать.
Сегодня Sello Logistics — это курьерская доставка, собственный автопарк, 7 распределительных центров, более 60 ПВЗ по всему Узбекистану, 25 постаматов, которые могут обслуживать Sello Market и других участников рынка.
Создав маркетплейс и логистику, мы также понимали, что нам не хватает своего эквайринга для осуществления платежей. Таким образом появилась идея запуска Sello Pay, что в свою очередь, определило концепцию экосистемы, в рамках которой мы предоставляем различные сервисы и стремимся к тому, чтобы нашим пользователям было просто, удобно и надежно.
Развивать экосистему мы решили по концепции Mobile First, то есть дать возможность клиентам пользоваться нашими сервисами через иконку на экране мобильного телефона. В итоге у нас получилось супер-приложение, в котором представлено сразу несколько сервисов: Sello Market, Sello Pay и Sello Logistics.
Sello Market — это маркетплейс с широким ассортиментом товаров из более 20 категорий, который объединяет мерчантов и покупателей.
Sello Pay — это сервис B2B эквайринга, оплата по QR-коду на местах для юридических лиц и P2P переводы, оплата различных услуг для физических лиц.
Sello Logistics предназначен для бизнес-партнеров, чтобы они могли пользоваться нашими логистическими мощностями.
Пример экосистемы, который вдохновляет
Мы много изучали международный опыт, в том числе, наиболее близкий для меня пример — экосистема Kaspi в Казахстане. За 15 лет команда во главе с Михаилом Ломтадзе проделала огромную работу, благодаря которой был создан уникальный продукт, а слово Kaspi стало нарицательным. И как подтверждение популярности этой экосистемы, клиенты голосуют за нее своими деньгами. Это доказывает и недавно вышедшая новость, что Kaspi оценена в $17,5 млрд. Я думаю, это феноменальный показатель для Центральной Азии.
Какие достижения можете отметить за 3 года развития экосистемы?
Мы с партнерами не гнались за операционной прибылью эти три года, а вся наша работа заключалась в создании благоприятного клиентского опыта и тестирования гипотез. Так, за это время мы полностью создали самостоятельный продукт без инструкций, без покупки готового решения, без коллаборации с крупным игроком. Фактически, мы в течение 3 лет двигались методом Test&Learn. Наш опыт занял больше времени, но в то же время, он позволил нам хорошо разбираться в том, что мы делаем.
По итогам 2023 года, мы выросли в заказах в 10 раз, на 300% увеличили число партнеров, а количество скачиваний нашего SuperApp выросло на треть, в то время как органический трафик на сайте — в 1,5 раза.
Для меня как для управляющего партнера — это показатель развития бизнеса.
В чем отличительная черта Sello Pay?
В первую очередь, в том, что сервис находится в SuperApp — это приложение, через которое можно осуществлять платежи, переводы, оплачивать ЖКХ и другие услуги. И одновременно в этом же приложении есть возможность покупать товар на Sello Market и заказывать логистические услуги Sello Logistics.
Как осуществлялась подготовка к запуску Sello Pay?
Над работой с сервисом Sello Pay на сегодняшний день задействованы около 15 разработчиков различных профилей, а также 10 сотрудников от бизнеса. С начала проекта мы плотно сотрудничаем с технологическим партнером TUNE Consulting, который обладает значительной экспертизой и большим клиентским портфелем.
Именно силами TUNE Consulting были разработаны лучшие банковские приложения Узбекистана, так что их можно считать первопроходцами в разработке национальных приложений для узбекистанцев.
О кибербезопасности
При подготовке к запуску Sello Pay 80% усилий и работ было уделено обеспечению безопасности и сохранности данных клиентов.
В октябре 2023 года мы получили сертификат PCI DSS, подтверждающий наши эффективные меры безопасности для защиты данных держателей карт. Соответствие подтверждено результатами трех месячного QSA-аудита, который проводила международная компания.
Кроме того, в рамках требования регулятора был проведен аудит Центром кибербезопасности и получено положительное заключение центра. Поэтому я могу сказать, что на сегодняшний день система безопасности в Sello SuperApp равноценна безопасности, которая обеспечивается в банках нашей страны.
Насколько сложно открыть платежный сервис?
Несмотря на то, что для меня это был новый опыт, не могу сказать о сложностях — до начала запуска экосистемы я более 16 лет занимался технологическими проектами по строительству больших заводов, объектов гражданского строительства и проектами в нефтегазовой сфере. Поэтому экспертиза в FinTech появлялась в процессе разработки и запуска нашего продукта.
Самым большим челленджем для себя я могу отметить — это изучение стандартов ISO/IEC 27001, PCI DSS, а также погружение в нюансы по обеспечению кибербезопасности.
Что думаете о потенциале FinTech рынка Узбекистана?
У FinTech рынка Узбекистана огромнейший потенциал для цифровизации и уже проявляется четкий тренд на переход к безналичной оплате.
Поддерживая цифровое развитие, на 2023−2025 года мы выбрали стратегию цифровизации жизни узбекистанцев. Внутри компании мы используем слоган Hayotni Raqamlashtiramiz «Мы цифровизируем жизнь», который полностью раскрывает наше основное видение — стать неотъемлемой частью жизни узбекистанцев, именно в мире цифровых услуг, так как за этим будущее.
И наша миссия — обеспечить удобство и надежность в использовании наших сервисов.
Как относитесь к конкурентам, особенно, когда банки начали активно развивать систему платежей через свои приложения?
Очень положительно. Но есть один нюанс, с условиями банка сложно конкурировать, поэтому мы делаем упор на удобство наших сервисов. Что касается конкурентов на рынке FinTech и e-commerce, я считаю, что мы делаем общую работу и на этом растущем рынке места хватит всем. Нам еще предстоит большая работа по оцифровке рынка, по повышению финансовой грамотности, по развитию системы и по доработке законодательства. И каждый участник вносит свой вклад именно в это. В этом бизнесе сложно достичь сиюминутной выгоды, это больше институциональные инвестиции в будущее.
Какие планы у экосистемы Sello, в частности, у Sello Pay?
В планах увеличение клиентской базы и популяризация приложения Sello SuperApp. Мы хотим, в первую очередь, улучшить клиентский опыт и проверить нашу гипотезу по работоспособности принципа супер-приложения. А по Sello Pay мы работаем над внедрением сквозной программы лояльности, которая позволит в рамках экосистемы зарабатывать профиты и использовать их и вне нашей экосистемы. Смотрим в сторону геймификации сервисов. Дополнительно в ближайшее время в Sello Pay появятся новые услуги.
Какие ключевые факторы успеха считаете важными для развития компании в FinTech и e-commerce?
Погрузившись в проекты e-commerce и FinTech, я убедился, что успех реализации любого проекта зависит от той команды, которая этим занимается. Поэтому для себя я зафиксировал такой тезис: «Проекты делают люди, а успешными проекты делают компетентные люди».
Телефон: (+998) 78−113−09−00.
Сайт: sello.uz
На правах рекламы.