Europcar — компания по прокату автомобилей со штаб-квартирой в Париже, принадлежит французской инвестиционной компании Eurazeo. Компания была основана в 1949 году.
На данный момент Europcar имеет в своем парке более 250 тыс. автомобилей. Порядка 3 тыс. пунктов проката компании присутствуют в 143 странах.
С 2016 года Europcar рассматривал Узбекистан как потенциальную страну присутствия. В 2023 году холдинг A GROUP начал вести с компанией переговоры и уже в начале 2024 года открыл первый офис Europcar в Ташкенте.
В интервью Spot коммерческий директор Europcar в Узбекистане Сардор Максудходжаев рассказал, как выбирали франшизу, что послужило толчком к принятию решения, сколько инвестиций было вложено, сколько машин в автопарке и какие у компании планы на будущее.
Расскажите, как и почему было принято решение открывать франшизу Europcar в Узбекистане?
В наш холдинг A Group входят 16 компаний разных направлений, начиная от тяжелой строительной техники, заканчивая легковыми автомобилями премиум-класса. Последние несколько лет мы стали много ездить в командировки заграницу, чтобы перенимать зарубежный опыт, находить новых партнеров. Во время таких поездок неоднократно пользовались услугами Europcar. Так к нам пришла идея начать бизнес по аренде автомобилей в Узбекистане.
Важным стимулом для запуска франшизы стало увеличение турпотока за последние три года. Около 90% клиентов Europcar — это иностранные туристы. Сегодня наша целевая аудитория также включает в себя туристов.
Почему вы решили работать по франшизе, а не запускать собственный сервис по аренде автомобилей?
У нас много собственных брендов, которые мы могли бы использовать для начала нового направления в нашем бизнесе — проката автомобилей. Но мы решили идти дальше, выйти на новый уровень и приобрести франшизу.
К тому же Europcar — это международная компания с офисами в 150 странах мира и автопарком более 250 тыс. машин. Ну и конечно, во франшизе отлично выстроены бизнес-процессы. Все стандартизировано от приема заявок, до встречи клиента в офисе. Компания придерживается принципа, что обслуживание клиентов одинаковое вне зависимости от страны и офиса.
Расскажите, с какими трудностями столкнулись при открытии офиса Europcar в Узбекистане?
Основная сложность заключалась в том, что нам нужно было убедить Europcar, что наша компания — надежная и достойная чести открыть офис в Узбекистане.
Europcar — международная компания, которая уделяет большое внимание прозрачности, открытости партнеров. У нас с этим никогда проблем не было. Мы сразу предоставили все необходимые документы. Переговоры длились чуть больше года. Все это время Europcar проверяли юридическую базу и финансовое состояние компании, включая банковские гарантии, а также эффективность нашей операционной деятельности.
Только после этого, в сентябре 2023 года мы подписали договор и получили право на запуск франшизы в Узбекистане.
После этого я и операционный менеджер отправились в штаб-квартиру в Париже, где прошли обучение по различным аспектам работы, включая взаимодействие с клиентами и ведение финансовой отчетности. Для дополнительной поддержки и быстрой адаптации нам дали в помощь партнера-франчайзи из Грузии.
Поэтому мы были хорошо подготовлены к открытию и уже не испытывали каких-то больших трудностей. В день открытия у нас в команде работало четыре человека: я, наш операционный директор, специалист по техническому обслуживанию автопарка и агент. Мы не ожидали таких быстрых результатов. На следующее утро после запуска, в 4 утра получил звонок. Я еще спал и не сразу осознал, что это звонит клиент, чтобы подтвердить бронь. Когда я открыл систему, увидел, что у нас уже есть три бронирования от граждан США, ОАЭ и России. Это было для меня приятным шоком.
Сколько было инвестировано в запуск?
На старте было инвестировано около 100 тыс. евро. Паушальный взнос составил 60 тыс. евро, остальные расходы — это строительство, обустройство офиса и прочее.
Инвесторы продолжают вкладывать в компанию. На данный момент общий объем инвестиций достигает $1 млн. В основном средства уходят на пополнение автопарка дорогими автомобилями. Каждый месяц мы покупаем по 5−6 машин, основываясь на анализе спроса (количество резерваций) и загруженности парка.
Мы планируем до конца 2024 года довести количество автомобилей в парке до 50. Начинали мы с 10 машинами, а сейчас их уже 31.
В среднем в месяц загруженность автопарка составляет 70−80%. Нам важно сделать так, чтобы машины не простаивали, а с другой стороны нельзя допускать ситуации, когда клиент пришел, а свободных машин нет. Поэтому у нас в запасе всегда есть 2−3 автомобиля.
На каких условиях вы предоставляете автомобили в прокат?
У нас максимально простое и легкое бронирование автомобиля через сайт. И это наше главное преимущество. На сайте есть подробное описание автомобиля, отзывы и фотографии. Мы также принимаем оплату онлайн. Многим иностранцам удобно оплатить услуги заранее, находясь еще за пределами Узбекистана, и по прилету сразу забрать машину, не тратя время на оформление документов. Так, 90% резерваций у нас приходится на аэропорт, то есть клиент хочет прилететь, выйти из аэропорта и сразу поехать на автомобиле. Онлайн-бронирование позволяет нам заранее оформить все документы и привезти автомобиль клиенту ко времени, которое ему нужно.
В модельный ряд входят автомобили таких брендов как Toyota, Volkswagen, Hyundai, GAC, BYD, Chevrolet
и т. д. Есть как электрокары, так и машины, работающие на ДВС. По требованию франчайзера, все автомобили в парке должны быть не старше 4 лет или с пробегом не больше 80 тыс. км. Машины старше или с большим пробегом просто отключаются от системы.
Стоимость аренды в сутки самого бюджетного авто — Toyota Corolla составляет 700 тыс. сумов, самого дорогого внедорожника Toyota — 2,4 млн сумов.
На цене отражается количество арендуемых дней. Взять в прокат авто на 3−7 дней будет выгоднее, чем брать автомобиль посуточно. При аренде автомобиля на месяц и более, клиент получает скидку в размере 10−15%.
На каждую машину установлены GPS-трекеры. Наш менеджер постоянно мониторит, где клиент находится. Мы можем отследить, с какой скоростью едет автомобиль. Если водитель превышает скорость, мы отправляем уведомление и напоминаем о безопасности.
В целом, ограничений по передвижению нет, поэтому клиент может взять автомобиль и отправиться в горы или соседний город, но в пределах Узбекистана. Еще одно преимущество — предоставление безлимитного пробега.
Мы отдаем автомобиль с полным баком бензина, клиент должен вернуть его в таком же состоянии.
Кроме того, у нас есть услуга операционного лизинга для юрлиц. Она позволяет компаниям арендовать автомобиль на долгий срок. Такое использование авто без значительных вложений освобождает ресурсы компаний для других более важных целей.
Как вы привлекаете клиентов?
Сила бренда Europcar заключается в том, что нам не нужно прикладывать больших усилий, чтобы находить клиентов. Любой клиент, заходящий на сайт Europcar или ищущий автомобиль в аренду, может обнаружить, что компания оперирует в Узбекистане. Так к нам приходит большинство клиентов.
Наша целевая аудитория — взрослые деловые люди, которые приезжают в Узбекистан в целях туризма или в командировку. У нас есть клиенты из США, Канады, ОАЭ, Германии и Китая. Всего на долю иностранцев приходится порядка 75% заказов.
Местные реже, но тоже арендуют у нас авто. В основном это те, кто много путешествуют, и пользовались услугами Europcar в других странах.
Стоимость наших услуг немного выше рыночной, поэтому не все соотечественники готовы ими пользоваться. Мы объясняем, почему стоимость услуг выше. Например, наши клиенты получают техническую поддержку 24/7, все машины застрахованы КАСКО, безлимитный пробег, быстрое и удобное оформление.
Как вы предусматриваете риски, связанные с автомобилями или арендой? Были ли у вас уже какие-то казусные ситуации?
К счастью, казусных случаев еще не было. В целом наш бизнес рискованный, потому что мы предоставляем имущество человеку, которого не знаем.
Мы стараемся нивелировать риски. Например, застраховали все автомобили. КАСКО — это самая дорогая страховка (2,5−3% от стоимости автомобиля в год), которая покрывает все риски.
Также у нас работает программа холдирования — заморозка средств клиента на банковской карте в течение 30 дней, на случай, если придут штрафы за нарушение ПДД. На сегодняшний день мы холдируем с карты клиента $300 в течение 30 дней. Если получим какие-то штрафы, то оплачиваем их с данных средств. Если нет никаких штрафов, то средства автоматически возвращаются клиенту.
По вашим расчетам, через какое время сможете выйти на прибыль?
Я думаю, что мы еще очень молодая компания, нам много нужно учиться и развиваться. К примеру, когда у нас были тренинги во Франции, я был приятно удивлен, что на Фарерских островах в офисе Europcar в парке 1,5 тыс. машин.
Мы только встали на этот путь, постоянно вкладываем в компанию. Такой бизнес не окупается быстро. В среднем, согласно оптимистичному сценарию, окупаемость составляет 1−1,5 года.
Какие инструменты используете для продвижения компании в Узбекистане?
Таргетированная реклама по всему миру входит в стоимость покупки франшизы. Мы получаем статистические отчеты от Europcar, сколько и на каких платформах они продвигали сервис в Узбекистане. Это большое преимущество франшизы.
Мы также отдельно продвигаем бренд самостоятельно, активно ведем все соцсети, работаем с блогерами в соответствии с брендбуком и стандартами франшизы. Если посмотреть на соцсети Europcar в Турции, США или Узбекистане, можно увидеть единый стиль и посыл.
Как вы оцениваете конкуренцию в вашей сфере?
Конкуренция есть. Насколько я знаю, на рынке представлено более 25 компаний, как местных, так и зарубежных. Думаю, что у каждого есть своя ниша. На мой взгляд, конкуренция продолжит расти, будут заходить другие компании. Наш рынок только развивается.
Какие у вас планы по развитию бизнеса?
В марта мы открыли офис в Международном аэропорту Ташкента, чтобы клиенты могли арендовать авто прямо по прилету.
Также, планируем открыть во втором квартале офис в Самарканде. Уже сейчас получаем запросы на бронь автомобилей в этом городе.