Как ранее писал Spot, Кабмин утвердил положения об антимонопольном регулировании на рынках товаров и услуг. В них обозначаются критерии хозяйствующего субъекта с доминирующим положением.
Для операторов цифровых платформ обозначен особый порядок оценки их положения на рынке. Он распространяется на маркетплейсы, агрегаторы, поисковики, платежные сервисы, контент-платформы, соцсети, мобильные приложения, облачные сервисы
При анализе положения платформы на рынке оценивается цифровое пространство. Речь идет о «круге обращения одного или нескольких товаров либо финансовых продуктов, реализуемых при взаимодействии групп пользователей платформы».
Комитет по конкуренции проанализирует границы цифрового пространства, действующих внутри него операторов и их выручку. Будет учитываться возможность одновременного пользования разными платформами и расходы при их смене.
Также во внимание берется сетевой эффект — возможность алгоритмического изменения стоимости товара или услуги для потребителя за счет изменений в количестве покупателей. Еще одним критерием станет доступ к персональным данным, влияющим на конкурентное преимущество.
Доминирующей будет считаться платформа, которая при наличии сетевого эффекта: (1) получает в качестве годовой выручки от продаж более 100 тыс. БРВ (34 млрд сумов), или (2) имеет свыше 50 тыс. ежемесячно активных конечных пользователей либо свыше 3 тыс. ежемесячно активных бизнес-пользователей.
Помимо того, этот статус вне зависимости от числа пользователей будет присваиваться платформам, имеющим долю более 40% на определенном рынке. Статус будет пересматриваться Комитетом каждые три года.
Статус обладателя превосходящей переговорной силы будет присваиваться платформам в следующих случаях:
- отсутствует другой оператор, оказывающий альтернативу определенному виду услуг, либо пользование услугами альтернативного оператора затруднено;
- возможность пользоваться одновременно несколькими платформами ограничена;
- оператор имеет возможность в одностороннем порядке влиять на цены, качество, объем и другие условия оказания услуг.
Операторам с доминирующим положением либо превосходящей переговорной силой запрещаются действия, направленные на ограничение конкуренции. В частности, они не имеют права запрещать предпринимателям договариваться с пользователями вне платформы.
Не допускается использование данных предпринимателей, конкурирующих с платформой, без их разрешения. Также запрещается ограничивать продажу или покупку продукции от конкурентов, либо продвигать собственные товары и услуги на более выгодных условиях по сравнению с предложениями от пользователей или третьих лиц.
Кроме того, запрещено лишать пользователей возможности устанавливать сторонние приложения и сервисы. Не разрешается безосновательное снижение качества услуг или ограничение возможности перехода к другому провайдеру услуг.
Ранее Spot писал, что в НАПП прогнозируют рост оборота узбекистанских маркетплейсов до $1 млрд в течение трех лет.