Консалтинговая компания KSP Consulting провела исследование рынка фитнес-услуг в Ташкенте, чтобы выявить особенности, точки роста и тенденции развития отрасли на ближайшее время. Для более точных выводов был проведен сравнительный анализ рынков фитнес-услуг Ташкента, Алматы и Москвы. Исследование проводилось с января по май 2024 года.
По результатам исследования аналитики компании выяснили, что рынок фитнес-услуг в Ташкенте находится на начальном этапе своего развития и на сегодняшний день отстает от Москвы и Алматы по большинству факторов.
Spot публикует результаты исследования, а также мнения представителей фитнес-индустрии по ключевым аспектам.
Реалии рынка фитнеса в Ташкенте
Для сбора информации специалисты подсчитали общее количество объектов, где людям предоставляют услуги спорта и фитнеса (фитнес-клубы, бассейны, спортивные залы, секции и тренажерные залы) в Москве, Алматы и Ташкенте.
Всего в Ташкенте насчитывается 550 таких объектов, в Алматы — 1 700, в Москве — более 9 000.
Все фитнес-объекты Ташкента были разделены на категории:
фитнес-клубы общего профиля;
фитнес-центры для женщин;
специализированные студии и оздоровительные центры;
элитные фитнес-клубы;
специализированные услуги и программы.
В этом исследовании более детально были изучены две категории.
Фитнес-клубы общего профиля. Они предоставляют обширный спектр тренировок, включая силовые и кардио упражнения, групповые занятия, (йога, пилатес, зумба, аэробика и др.), индивидуальные тренировки под руководством тренеров. В фитнес-клубах могут быть предусмотрены зоны расслабления после тренировок: сауны, парные комнаты, бассейны.
Посещают такие фитнес-клубы взрослые обоих полов от 20 до 60 лет разного уровня физической подготовки. Это люди, которые ищут универсальный спортивный клуб, где можно получить доступ к широкому спектру услуг индивидуально или в группах.
Фитнес-центры для женщин и детей. Такие центры направлены на активное времяпрепровождение мам и детей и предлагают широкий спектр занятий для женщин и детей до 14 лет.
В таких клубах представлены женские оздоравливающие занятия и групповые тренировки, такие как йога, пилатес, танцы, ЛФК и прочие. Также во многих клубах находятся игровые комнаты и предлагаются развивающие занятия для детей, направленные на развитие физических, умственных и творческих способностей.
В Ташкенте действует 111 фитнес-клубов общего профиля и 15 фитнес-центров для женщин, в Алматы — 173 и 7, соответственно. В Москве находится более 2 тыс. фитнес-клубов общего профиля, из них не менее 9 — для женщин. Однако внутри фитнес-клубов общего профиля Москвы также есть отдельные женские залы.
Население Ташкента от 20 до 60 лет — 1,6 млн, из 3 млн общего населения, Алматы — 1,3 млн (из 2,3 млн), Москвы — 7,5 млн (из 13,1 млн).
Но отрыв между городами при подсчете количества взрослого населения от 20 до 60 лет на один фитнес-клуб снижается:
В Москве это 3,7 тыс. человек на один фитнес-клуб;
В Алматы 7,2 тыс.;
В Ташкенте 12,7 тыс.;
Таким образом можно сделать вывод, что общая плотность фитнес-клубов на тысячу человек в Ташкенте значительно ниже, чем в Алматы и Москве. Исходя из показателей можно сделать вывод, что в текущих реалиях рынка фитнес-услуг Узбекистана существуют предпосылки к кратному увеличению количества фитнес-клубов.
«Как потребитель, который проживает в Ташкенте, я замечаю относительно малое количество фитнес-клубов и слишком малую вариативность предложений. Также из-за малого количества фитнес-услуг отсутствует борьба за потребителя: фитнес-клубы Ташкента все еще уступают в сервисе аналогам из Алматы и Москвы» — отмечает основатель KSP Consulting Анар Костенко.
По мнению руководителя отдела продаж и маркетинга сети фитнес-клубов X-Fit Марьям Фазлытдиновой, чем больше фитнес-клубов открывается в стране, тем сильнее фитнес становится частью жизни населения.
«Мы очень рады видеть, как динамично развивается индустрия фитнеса в нашей стране. Это, прежде всего, говорит о том, что все больше людей начинают заботиться о своем здоровье, меняют свой образ жизни и делают выбор в пользу спорта», — отмечает она.
Основные игроки фитнес-клубов Ташкента
Чтобы определить уровень конкуренции на рынке, ценовые политики и возможности роста рынка фитнес-услуг в Ташкенте, был проведен анализ по количеству сетевых фитнес-клубов (два и более объектов) в Ташкенте, Москве и Алматы и их предложениям для клиентов.
На данные момент в Ташкенте работают пять сетей фитнес-клубов общего профиля и две сети для женщин, а также сеть BeFit, которая относится к фитнес-клубам лакшери, премиум и бизнес-класса.
Ключевые игроки рынка: Chekhov, BeFit, Buka Fit / Buka Gym, Nika sport, Ozon, Power Fitness, Fitmax, Women&Kids.
Всего в Ташкенте насчитывается 27 сетевых фитнес-клубов разной направленности.
Ценовой сегмент во всех сетях общего профиля примерно одинаковый. Отличается Fitmax с ценами значительно ниже среднерыночной стоимости.
В таблице ниже представлена стоимость годовых абонементов для тренировок в любое время без ограничений по количеству посещений в фитнес-клубах общего профиля в мае 2024 года:
Название | Абонемент на 12 месяцев без скидок (млн сумов) | Абонемент на 12 месяцев с учетом специальных предложений (млн сумов) |
Chekhov Light | 15,4 | 7,7 |
Chekhov.Family fitness | 8,2 | 3,28 |
Chekhov Yulduz | 12,4 | 6,2 |
Chekhov Anhor | 12,4 | 6,2 |
Chekhov Salom | 14 | 7 |
Ozonefc | 10,9 | 7,6 |
BukaFit | 9,1 | 5,9 |
BukaGym | 9,7 | 6,8 |
Power Fitness (Улица Янгишахар, 10) | 4,7 | 4 |
Power Fitness (Садыка Азимова 3-й проезд, 1) | 17,4 | 17,4 |
Power Fitness (Катартал, 60а) | 7,8 | 3,9 |
Fitmax (Ферганское шоссе, 744) | 2,2−2,8 | 1,8−2,4 |
Fitmax (Сокин, 4а) | 2,2−2,8 | 1,8- 2,4 |
В Алматы действуют 17 сетей, общее количество клубов в которых 55. В Москве более 45 сетей, общее количество точек в них — более 280.
Из данных заметно, что Ташкент сильно уступает по количеству сетевых фитнес-клубов. И в случае дальнейшего роста направления фитнеса в Ташкенте на рынке способны закрепиться новые фитнес-сети.
«Фитнес не для всех людей находится в шаговой доступности, покрытие фитнес- и спорт-клубами не такое высокое, как хотелось бы. Но это исключительно вопрос времени! Мы уверены, что скоро фитнес станет доступнее для каждого жителя Узбекистана», — считает Фазлытдинова.
Стоимость фитнес-услуг и их доступность в Ташкенте
Для определения средней стоимости услуг аналитики собрали данные о ценах на фитнес. Чтобы определить доступность фитнеса в Ташкенте для населения, специалисты собрали данные о зарплатах за 2023 год, актуальные на момент публикации показатели МРОТ, НДС и стоимости аренды коммерческих помещений, подходящих под финтес-клубы в Москве, Алматы и Ташкенте.
Средняя стоимость годового абонемента в сети фитнес-клубов в Ташкенте (с учетом специальных предложений) составляет 6,3 млн сумов, что в пересчете на доллары составляет $498. Средняя стоимость годового абонемента без учета специальных предложений составляет 9,9 млн сумов ($782).
Согласно Статагентству, средняя зарплата по итогам 2023 года в Ташкенте составляет 7,45 млн сумов ($590), медианная зарплата — 4,98 млн сумов ($395), МРОТ в 2024 году составляет 1,050 млн сум или $83. Так, средняя стоимость годового абонемента сетевых фитнес-клубов с учетом специальных предложений в Ташкенте равняется 0,84 от средней ежемесячной зарплаты, 1,26 медианных зарплаты или 6 МРОТ.
Стоимость годового абонемента в сети фитнес-клубов в Алматы составляет 150 тыс. тенге ($340). Средняя зарплата в Алматы по итогам 2023 года составляет 423 тыс. тенге ($958), медианная зарплата — 283 тыс. ($640), МРОТ — 85 тыс. тенге ($192). Так стоимость годового абонемента в одной из сетей фитнес-клубов в Алматы равняется 0,35 средней зарплаты, 0,53 медианных зарплаты или 1,77 МРОТ.
Средняя стоимость годового абонемента в сети фитнес-клубов в Москве составляет 35−40 тыс. рублей ($410). Согласно статистике Росстата, средняя зарплата в Москве составляет 113 тыс. рублей ($1230), медианная — 76 тыс. рублей ($831), МРОТ — 29,4 тыс. рублей ($320). В Москве средняя стоимость годового абонемента в одной из сетей фитнес-клубов равняется 0,33 средних зарплаты, 0,49 медианных зарплаты или 1,28 МРОТ.
Также аналитики KSP Consulting собрали данные об основных факторах, которые могут влиять на ценообразование фитнес-клубов: стоимость аренды коммерческих помещений и требования по уплате НДС для спортивных комплексов.
Так, средняя стоимость аренды коммерческих помещений от 400 м² в Ташкенте в долларовом эквиваленте составляет $14 за м2 в месяц. Средняя стоимость аренды аналогичных помещений в Алматы — $16, а в Москве — $20.
Также важно, что в России предприятия, оказывающие населению услуги по спорту и фитнесу, освобождены от начисления НДС на свои услуги, не считая дополнительных услуг, таких как косметология, массаж и др. В Узбекистане и Казахстане таких послаблений нет.
Несмотря на сравнительно низкие цены в Ташкенте на аренду в сравнении с Москвой и Алматы, цены в столице Узбекистана на годовые фитнес-абонементы значительно выше. Можно бы было списать данный факт на наличие в России специальных налоговых условий для рынка фитнес-услуг, однако опыт Алматы показывает, что и при наличии НДС цены можно держать ниже текущих.
При этом спорт является важным атрибутом в обществе всех трех стран, согласно данным официальных источников, отмечают в KSP Consulting. Хотя регулярная статистика по странам отсутствует, но в каждой присутствует тренд роста. Процент населения, занимающегося физической культурой в Восточно-Казахстанской области составил 34,26% населения области, согласно управлению физической культуры и спорта Восточно-Казахстанской области. Количество россиян, регулярно занимающихся спортом, в 2023 году составило 53% жителей страны по данным АНО «Национальные приоритеты». По данным Статагентства, в 2020 году 59% узбекистанцев регулярно занимались физической культурой
«После анализа рынка стало четко понятно, что в Ташкенте очень большое пространство для открытия новых фитнес-клубов, и что цена, вероятнее всего, будет снижаться только при наличии большей конкуренции, чем сейчас», — отмечает Анар Костенко.
Основатель KSP Consulting также добавил, что в Ташкенте в ближайшие несколько лет может появиться несколько новых доминирующих игроков в индустрии фитнес-клубов, а текущие высокие цены на услуги показывают повышенный спрос и недостаточное количество предложения.