Resin Art — техника рисования эпоксидной смолой или создания предметов из нее. Муслима Хайитова, графический дизайнер по образованию, увлеклась ею в декрете. Знакомство с основателем арт-пространства, а затем и с блогером-миллионником позволило превратить хобби в бизнес.
Позже Муслима запустила студию ResinArt by Khaitova и магазин материалов для создания изделий из эпоксидной смолы. Кроме того, она зарабатывает на продаже собственных работы (часов, картин) и проведении курсов и мастер-классов. Причем половина дохода приходится на образовательные проекты. Учиться к ней приезжают не только из других регионов Узбекистана, но и зарубежных стран, например, Индии и США.
В интервью Spot Муслима рассказала о неудачном опыте участия в гивах в Instagram, самой дорогой картине за $3 000, параллельном бизнесе по изготовлению свечей и учениках, которые не составляют конкуренцию.
Нашла дело по душе
Я пять лет проработала в найме по профессии — графическим дизайнером. Затем вышла в декретный отпуск, и как это часто бывает, бизнес зародился именно в этот период. В декрете, еще до рождения ребенка, появилось много свободного времени, и я начала рисовать картины. Однажды увидела в Pinterest как за рубежом работают с эпоксидной смолой. Меня направление заинтересовало и я решила попробовать поработать с этим материалом. Вначале было довольно сложно, потому что тогда никто этим не занимался в Ташкенте, поэтому нужные материалы приходилось заказывать за границей.
Тогда это было занятием для души. Зарабатывать на Resin Art я начала, когда случайно познакомилась с основательницей арт-пространства «Masterskaya», которая, оценив мои работы, предложила преподавать у них. Мне казалось, что у меня недостаточно для этого опыта, но я решилась. Первый мастер-класс прошел летом 2019 года. За месяц работы по выходным я заработала в несколько раз больше, чем в найме с пятидневной рабочей неделей.
С появлением на свет первенца, времени на мастер-классы стало не хватать. Позже я познакомилась с блогером Шахзодой Салимджановой (тревл- и лайфстайл-блогер с аудиторией в 1,3 млн подписчиков на момент публикации статьи — прим. Spot). Мы подружились и стали партнерами: увидев мои работы, она предложила вложить деньги в дело, чтобы раскрутить его. Мы совместно открыли в том же 2019 году первую студию ResinArt, инвестировав по $1 тыс. каждая. Она проработала четыре месяца. Все заработанное мы вкладывали обратно в дело, так как расходы были большие, одна аренда стоила $400. Потом наступил карантин и нам пришлось закрыться.
Спустя полгода, когда ограничения начали постепенно снимать, Шахзода предложила возобновить работу, но я отказалась. Мне было очень тяжело работать одной с 8 месячным ребенком на руках. Я думала, что нужно будет только рисовать, на деле приходилось параллельно вести бухгалтерию, заниматься продвижением, быть директором
и т. д. Было много задач для человека с грудным ребенком.
Пока ребенок не подрос и не пошел в сад, я вела мастер-классы в разных студиях, куда меня приглашали. Также параллельно работала на дому: обучала, рисовала на заказ. Когда масштабы выросли до предела вмещаемости нашей квартиры, муж предложил открыть мастерскую, которая впоследствии стала студией. Супруг вложил $1 тыс, которые ушли на ремонт, оплату нескольких месяцев аренды и закупку товара.
За полгода в новой студии я довела оборот до $10 тыс. Я никогда в жизни не видела такие деньги. Большую часть вложила обратно в развитие студии и свое обучение. Но это был взлет перед падением.
Следующие шесть месяцев я ничего не зарабатывала, еле удавалось выходить в ноль. А ровно через год после открытия я уже работала в убыток. Так как у меня были накопленные деньги, решила переехать на новое место, так как старая студия была всего 30 кв. м. Я хотела развиваться, брать больше учениц и заказов, расширять свой магазин с ассортиментом готовых изделий. Так я переехала в нынешнюю студию в 130 кв. м. Ремонт в ней обошелся в $14 тыс. Я взяла «коробку» без окон и дверей, без сантехники и газа.
Уже в новой локации ко мне пришли партнеры, с которым мы делим аренду: Candela — изготавливают свечи и предметы интерьера из гипса, Iqro — обучают арт-каллирафии.
При этом Candela — это тоже мое детище, которым я занималась параллельно с Resin Art. Я очень люблю свечи, поэтому решила глубоко погрузиться в это дело, прошла разные курсы и начала практиковаться. Когда времени на этот проект стало не хватать, я передала его своей сестре, обучив ее всему за несколько месяцев. Через полтора года она вышла на очень большой объем заказов. Например, на Новый год мы сделали больше 500 заказов. Стоимость только коммерческих составила 27 млн сумов, а помимо них были еще и индивидуальные.
Прибыль от курсов и продаж
В среднем прибыль варьируется от $200 до $400 в не сезон и может достигать $800−1500 в сезон. Пиковые месяцы — с сентября по февраль, с марта до августа работы почти не бывает. Не знаю, с чем это связано, но наблюдаю такую тенденцию на протяжении пяти лет.
Прибыль немного снизилась по сравнению с тем, что выходило в предыдущей студии. Помещение было меньше, соответсвенно, расходы тоже были небольшие. Стоимость аренды выросла почти в 2 раза — с порядка 3 млн до 6,5 млн сумов. Кроме того, у меня раньше не было работников, сейчас же на меня работают несколько человек.
Я изготавливаю все, что делается из эпоксидной смолы, в основном картины. Они стоят от 500 тыс. сумов и выше, в зависимости от размера. Самая дорогая картина стоила $3 тыс., это пятиметровая картина весом 300 кг, которая сейчас висит в ресторане Versal. Также у нас есть мастер-классы стоимостью от 300 тыс. сумов до 1 млн.
При этом маржинальность довольно маленькая из-за дорогих материалов. Например, если картина стоит 1 млн, стоимость материалов составит 500−800 тыс. сумов.
Помимо продажи готовых изделий и проведения занятий, доход приносит и реализация материалов для рисования эпоксидной смолой.
Курсы делятся на два типа: любительский курс — маленькое количество работ, не дается сертификат, стоимость — 1,9 млн сумов, и профессиональный — большие работы, больше сложных техник, выдается сертификат, стоимость — 3,3 млн.
Но проблема в том, что набор учеников не постоянный, два месяца может не быть совсем желающих, а в следующем — сразу 10. За счет этого прибыль с обучения непостоянная.
Из-за большого спроса запустили также онлайн-курс по ResinArt. Занятия идут в Telegram-канале в видео формате. Отдельно есть группа, где ученики могут общаться между собой и задавать нам вопросы.
Помимо прочего помогаем ученикам в развитии бизнеса. Мы подсказываем, где продавать свои изделия, предлагаем работать у нас в студии, потому что у многих нет возможности делать это дома и сразу закупать все необходимые материалы, это слишком дорого обходится.
Моя аудитория — это весь Узбекистан. Но, у меня были ученицы из Малайзии, Америки и Индии. Мы нанимали переводчика для занятий. Что самое удивительное, они приезжали только чтобы обучиться у меня. Очень много учениц было из Таджикистана и Казахстана.
Практически все деньги я вкладываю обратно в оборот и на заказ материалов. Раньше, когда занималась для себя, заказывала эпоксидную смогу из Росси. Сейчас привозим материалы также из Турции и Китая. На последнюю страну приходится порядка 50% поставок. Скоро мы летим в Китай общаться с будущими партнерами. Есть магазин, в котором я уже давно закупаюсь и если все пройдет гладко, я буду покупать все у них напрямую, а не через сайты.
Самый основной материал — это эпоксидная смола. Мы завозим ее в Узбекистан сами через фирму каждые 2−6 месяцев, в зависимости от сезона.
Конкуренция и влияние на прибыль
Я сама взращиваю себе конкурентов. Раньше не было конкуренции, поэтому прибыль была хорошая. За полгода я могла заработать $10 тыс. Большую часть прибыли приносят курсы. Десять проданных картин в месяц приносят столько же прибыли, сколько несколько учениц.
На прибыль я вышла через три месяца после того, как начала работать на себя. А девочки, которые обучаются у меня, начинают зарабатывать уже во время обучения. Мой лучший кейс — это ученица, которая окончила курс и почти сразу заработала 17 млн сумов, выставив свои работы на OLX.
Я горжусь, что мои ученики выходят так быстро на прибыль. У меня есть ученица из Таджикистана, которая зарабатывает больше меня. Например, картину, которую я продаю за $50, она выставляет за $150. Я этого не боюсь, потому что я не поеду работать в Таджикистан. Также и с местными ученицами из областей, я не разъезжаю с работами по Узбекистану.
Мои ученики начинают заниматься своим бизнесом, а я продаю нужные материалы для их дела. Больше в Узбекистане этим никто не занимается. Даже если они купят их в другом месте, они не смогут с ними работать, потому что они обучены на материалах, которые я им давала на курсах.
Продвижение
Как и в начале, 90% учеников и заказов приходят благодаря Instagram. Изначально не использовали таргетированную рекламу. Постепенно у меня начал выстраиваться личный бренд. Знакомство с Шахзодой дало дополнительную известность и упоминания у других блогеров.
Я многократно участвовала в гивах (giveaway — это метод продвижения страницы в Instagram, который предполагает розыгрыш призов в обмен на выполнение условий. Самое популярное условие — подписка на блогеров-спонсоров — прим. Spot) это было большой ошибкой. Полгода у меня было много работ, но потом аккаунт слег. Я два года пыталась его восстановить, но не получилось, мне пришлось его закрыть. Полтора месяца назад я открыла новый аккаунт, и за это время там уже набралось 14 тыс. «чистых» подписчиков. Один из моих Reels набрал почти 2 млн просмотров. Это большой результат. После создания нового профиля в Instagram у меня пошел поток заказов и учениц.
Я работала с рекламным агентством, которому платила по $500 ежемесячно. Проработав с ними два месяца, я не увидела результата. Это были деньги на ветер. Поняла, что лучше взять одного талантливого мобилографа, разбирающегося в продвижении, чем работать с фирмой, дающей много пустых обещаний.
На таргетированную рекламу уходит от $20 до $100. Но с появлением в команде мобилографа, охваты начали расти органически, поэтому нет необходимости в платном продвижении. Также я работаю по бартеру с блогерами, и если сравнивать результаты с трагетом, то они одинаковые. Отмечу, что в случае с блогерами все зависит от их подачи и активности их аудитории.
Планы
Есть вероятность, что мы переедем в Казахстан из-за работы супруга. В таком случае хочу попробовать развивать этот бизнес в соседней стране. В Узбекистане останутся мои ученицы, которые продолжат развивать здесь это направление.